Что даст водителям закон, отменяющий ТО?
Рисунок Олега Синельника
Сокращен перечень документов, которые обязан иметь и передавать работнику Госавтоинспекции для проверки водитель транспортного средства: водителю достаточно иметь при себе только свидетельство о регистрации транспортного средства и водительское удостоверение (упразднено требование относительно обязательного наличия у водителя дорожного (маршрутного) листа и нотариально заверенной доверенности).
Вместе с этим отменена действующая процедура государственного технического осмотра и введен обязательный технический контроль транспортных средств (только для определенных категорий ТС) без участия Госавтоинспекции. Полномочия по проведению обязательного технического контроля транспортных средств переданы уполномоченным субъектам хозяйствования. «Как будем жить дальше?» – задают себе вопрос водители, страховщики и, конечно же, «гаишники»…
Что изменилось
– Даже если автомобиль вам не принадлежит, для управления им вам достаточно иметь при себе водительские права и регистрационный документ на это авто: такая же практика существует во всем цивилизованном мире, – заявляет Елена Лукаш, одна из авторов закона.
Теперь, согласно закону, вообще не подлежат обязательному техническому контролю легковые автомобили всех типов, марок и моделей, прицепы (полуприцепы) к ним (кроме такси и автомобилей, используемых для перевозки пассажиров или грузов с целью получения прибыли), мотоциклы, мопеды, мотоколяски и другие приравненные к ним транспортные средства – независимо от срока эксплуатации.
Для других транспортных средств устанавливается следующая периодичность обязательного технического контроля:
– для легковых автомобилей, используемых в коммерческих целях, грузовых автомобилей независимо от формы собственности грузоподъемностью до 3,5 тонны, прицепов к ним со сроком эксплуатации более двух лет ― каждые два года;
– для грузовых автомобилей грузоподъемностью более 3,5 тонны, прицепов к ним и автомобилей такси, независимо от срока эксплуатации ― ежегодно;
– для автобусов и специализированных транспортных средств, перевозящих опасные грузы, независимо от срока эксплуатации ― два раза в год.
Порядок проверки технического состояния транспортных средств определяется Кабинетом Министров Украины.
На каждое транспортное средство, прошедшее обязательный технический контроль и признанное технически исправным, субъектом проведения обязательного технического контроля составляется протокол проверки его технического состояния, экземпляр которого выдается водителю транспортного средства. Вместе с этим устанавливается административная ответственность за нарушение порядка осуществления обязательного технического контроля транспортного средства как для субъектов хозяйствования, так и для страховых компаний. Закон вступает в силу через 30 дней со дня его опубликования.
А как же безопасность?
Мне, как журналисту «Семи дней», еще пару лет назад приходилось интервьюировать народного депутата Украины Анатолия Гриценко. В интервью мы, естественно, касались и темы прохождения техосмотра. Анатолий Степанович уже тогда ратовал за отмену обязательного ТО, уверяя, что водители сами будут следить за состоянием своих авто. У меня же, как у «пересічного громадянина», было несколько иное мнение. Ну не верю я, что все наши водители поедут на СТО до того, как у них шины диски не отвалятся!
Утрата государством контроля над техническим состоянием автомобилей ни власть, ни экспертов не беспокоит. Член общественного совета при МВД Владимир Чемерис привел милицейскую статистику, согласно которой доля аварий, произошедших из-за технической неисправности автомобиля, составляет всего 0,3% от общего количества ДТП.
– Процедура прохождения ТО и раньше была профанацией, – убежден народный депутат, представитель президента в Верховной Раде Юрий Мирошниченко. – Даже если предположить, что на момент ТО автомобиль был исправен, через месяц, два, год он мог быть уже неисправным.
Но ведь хотя бы раз в два года машина заезжала на яму и осматривалась специалистом! Может быть, именно в этом и скрывалась причина малой аварийности по вине техсостояния машин?
Количество угонов возрастет?
Определенные сомнения возникают у экспертов и по поводу роста случаев незаконного завладения транспортными средствами. Теперь водителю достаточно иметь при себе только свидетельство о регистрации на транспортное средство и водительское удостоверение.
При проверке сотрудником ГАИ другие документы не потребуются. Но как, например, сотрудник ГАИ в Волынской области распознает автомобиль, угнанный в Черниговской? Единой базы у Госавтоинспекции Украине пока не существует, да и оперативно получить информацию (даже и при наличии такой базы) инспектор ГАИ не сможет. Надеяться, что за месяц все патрульные машины ГАИ будут компьютеризированы по западному стандарту, не стоит! На это нет ни денег, ни подготовленного личного состава. Ведь большинство сотрудников ГАИ с ПК до сих пор «общается на Вы»…
С выездом за рубеж проблем не будет?
По крайней мере, в этом уверен министр МВД Украины Анатолий Могилев. В своем комментарии для одного российского интернет-издания он заявил следующее:
– По нашим данным, на украинцах, выезжающих в Россию, это никак не отразится. Не имеет смысла для них проходить техосмотр в другой стране, когда есть страховка. Такая процедура также не предусмотрена международным правом. На россиян, въезжающих на Украину, это тем более никак не повлияет. Мы от них никаких дополнительных документов требовать не будем, – пояснил министр внутренних дел Украины. Не означают ли эти слова министра, что техосмотр будет «заложен» в страховке?
В России же, в отличие от Украины, где также началась реформа техосмотра, не предусматривается его отмена даже для части автомобилей. При этом в российской ГИБДД подчеркивают, что внутренние законы, принимаемые в тех или иных странах, не должны противоречить международному законодательству.
– Существуют правила международных перевозок, в том числе конвенция о техническом осмотре – пусть они и руководствуются ею. Есть законодательство внутри страны, а есть международное, – отметил зам. главы ГИБДД России Владимир Кузин.
Отметим, что и в украинских, и в российских ПДД отсутствуют нормы о предъявлении талона техосмотра при международном движении: предъявлять документ, подтверждающий техническое состояние автомобиля, требуется лишь при международной перевозке пассажиров и грузов.
У «гаишников» свои проблемы
В ГАИ города и области не особо хотели комментировать принятый закон. Да и логично: никто никаких разъяснений и инструкций по поводу действий инспекторов ГАИ на дорогах в «новом свете» не дал – ведь закон еще не вступил в силу. Правда, как заявляют инспектора ГАИ, на талоны ТО уже внимания не обращают (к слову сказать, приказом МВД №131 «Об утверждении изменений к Инструкции по вопросам деятельности подразделений дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции МВД» от 8 апреля 2011 года постам ГАИ запрещено останавливать транспорт без талона о прохождении ТО на стекле).
Они больше смотрят на техническое состояние автомобиля (кстати, принимая закон, депутаты оставили право сотрудникам ГАИ останавливать автомобиль по подозрению в технической неисправности, а ведь говорят, что нередко водителям приходится дополнительно оплачивать «экспертизу на месте»), в основном – на наличие явных неисправностей. Что же до доверенностей на право управления, то пока прятать в длинный ящик их не стоит.
До вступления в силу закона их наличие по-прежнему будут проверять. И все же большинство из стражей наших дорог надеются, что техническое состояние ТС будут отслеживать страховые компании перед выдачей страховки. «Ведь кто-то же должен этим заниматься», – рассуждают они.
Но больше сотрудников ГАИ беспокоит не закон, а предстоящая реорганизация в их ведомстве, на которую дали два месяца. По имеющейся у нас информации, в Госавтоинспекции области из 580 сотрудников должно остаться только 350. Вот это для сотрудников ГАИ проблема!..
Техосмотр – это деньги!
Не так давно представитель президента в Конституционном суде, соавтор принятого Радой закона Елена Лукаш озвучивала цифры, связанные с прохождением ТО. Она заявила, что из 6 млн. автомобилистов, обращающихся ежегодно за техосмотром в ГАИ, «90% автовладельцев фактически покупают талоны о прохождении техосмотра... и объем таких коррупционных средств составляет около 1 млрд. гривен, поэтому в целях отмены таких коррупционных схем предлагается упрощенная процедура прохождения ТО».
С одной стороны, коррупционные доходы как бы «урезали». Но, комментируя закон, министр МВД Анатолий Могилев заявил о том, что ежегодные потери возглавляемого им министерства от отмены ТО составят 500 млн. гривен. Неужели автовладельцы сэкономят для себя 1,5 млрд. грн.?
Дешевле не будет!
Если кто-то из водителей рассчитывает сэкономить на отмене техосмотра, то можем предположить, что не получится! Вспомните: после того, как отменили проверку технического состояния машин Госавтоинспекцией и поручили это частным СТО, – цена возросла как минимум вдвое!
Пожалуй, и сейчас будет так же. Ведь если раньше страховка (ОСАГО) проверялась «гаишниками» только при прохождении ТО, в случае ДТП или нарушения ПДД, то теперь в результате внесения изменений в законодательство, отменившее прохождение техосмотра для частных машин, ОСАГО стал документом, обязательным для предъявления работникам ГАИ в случае остановки на дороге!
Вот тут-то страховики и оторвутся! По словам генерального директора Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров (ВАСАД) Олега Назаренко, страховые компании намерены ввести повышающие коэффициенты для тех клиентов, которые обратятся к ним за полисом без справки СТО, подтверждающей техническую исправность автомобиля.
Конечно, остается надежда на то, что диагностика авто будет стоить не слишком дорого, поскольку процедура предусматривает проверку лишь основных элементов управления автомобилем: рулевых и тормозных узлов, устройств световой сигнализации. Но, тем не менее, платить придется!..
После сказанного
Все вышесказанное о принятом законе – только предположения или частные мнения экспертов. Как оно будет – покажет жизнь. Мы уже переживали период отмены Госавтоинспекции, переживем и отмену техосмотра. Главное, чтобы на безопасности движения это не отразилось…
Факт
Закон об отмене техосмотра для легковых автомобилей подписан Президентом Украины Виктором Януковичем 8 июля 2011 года.
Игорь Грищенко, еженедельник «Семь дней», № 28 (505)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: Игорь Грищенко, еженедельник «Семь дней», ТО, техосмотр, закон