Осторожно: школьная литература!
Осторожно: школьная литература!
Письмо в редакцию
Проходя по коридору санаторного корпуса, где я отдыхала вместе с сыном, услышала громкую нецензурную речь и почувствовала характерный запах из комнаты мальчиков-подростков. Зайдя внутрь, увидела на столе недопитую бутылку вина. На меня без каких-либо признаков неловкости смотрели явно захмелевшие 15-тилетние ребята. «А что здесь такого? — отреагировал на мой укоризненный взгляд один из них. — Этому даже в учебниках литературы учат!» Я не нашлась, что ответить, ведь прекрасно знала, о чем говорит этот подросток.
Валентина Яцик, г. Чернигов
«…Червона Шапочка пішла. Відійшла на таку віддаль, що не побачиш її неозброєним оком. Сіла під кущ. Випила вино. З’їла пиріг. Дістала з потайної кишені джинсів цигарку. Запалила, смалить і наспівує:
Ах, эта красная рябина среди осенней желтизны,
Я на тебя смотрю, любимый, теперь уже со стороны...»
«Червона шапочка»
«— Ша! — приклала пальця до вуст Червона Шапочка. — Якщо маман питатиме, де я була, скажеш, у тебе ночувала.
— Господь з тобою, дитино! А ти хіба не з дому?..
— Дай щось пошамати! — сказала Червона Шапочка, викаблучуючись перед дзеркалом.»
«Червона шапочка»
«Там тверезість у повазі
Видно скрізь тверезу спілку,
Всі там п’ють самую воду –
Та горілку, та горілку»
«Ельдорадо»
«— Пішов геть! Шкет нещасний! Ще не таких бачила. — Дихнула Червона Шапочка на Вовка перегаром вина й тютюну. Вовк очманів. Схопила Червона Шапочка Вовка за вуха, сіла на нього верхи і гукнула:
— Поїхали!»
«Червона шапочка»
Сказка Евгения Дударя «Красная шапочка» была внесена для изучения во все учебники украинской литературы для 8 класса. На мой взгляд, господа из Министерства образования, разрешившие поместить это произведение в книге, призванной сеять доброе, разумное и вечное в сердца подростков, совершили диверсию в сознание юного поколения. Ведь литература — взрывчатка замедленного действия: она закладывает в сознание молодых людей определенные ориентиры, которые обязательно сработают когдато в будущем.
Чтобы не быть голословной, позволю себе вкратце изложить содержание украинской интерпретации произведения Шарля Перро.
Красная шапочка — ровесница наших восьмиклассников — «сіла під кущ, випила вина, з’їла пиріг, який несла хворій бабусі, дістала з потайної кишені джинсів цигарку. Запалила, смалить». Замечательная картина! Остается пожалеть волка, на которого «Червона Шапочка дихнула перегаром вина й тютюну. Вовк очманів». После этого она «загоняла тварину до напівсмерті», обокрала больную бабушку, забрав у нее всю пенсию и начала шантажировать охотника: «Ось напишу на тебе скаргу, що ти вбив Вовка, обікрав бабушенцію і приставав до мене!» Что было дальше, можно только догадываться.
Зачем это нашим восьмиклассникам? В Министерстве образования Украины считают эту сказку поучительной. Могу предположить, что чиновники хотят заставить детей задуматься над аморальным поведением героини. Но разве погружение в негатив — это метод? Низкое и грязное и так с лихвой раздают телевидение, Интернет, желтая пресса. Но, видя негативные примеры вокруг, дети понимают, что так делать нельзя, это осуждается обществом. А когда о таком поведении подросток прочитает в учебнике, это воспримется как норма, ведь никакая оценка поступкам девочки не дается. Значит, так можно делать всем. Поэтому реакция подростков не заставила себя долго ждать…
В классе читать эту «чернуху» нельзя, а вне класса — пожалуйста?
Мне, как матери двоих детей, остается только надеяться на профессионализм школьных педагогов, которые и прокомментируют правильно, и все назовут своими именами, или просто откажутся преподавать детям эту гадость. Но ведь некоторые учителя с незамутненным сомнением будут строго следовать предписанному министерством школьному плану: читать по ролям, рисовать иллюстрации, искать к ним в тексте подписи. Ведь в конце сказки, как и полагается, присутствуют задания к тексту. Полный комплект приемов для усвоения на подсознательном уровне!
Вокруг Красной Шапочки уже разразился скандал, благодаря которому чиновники из Министерства образования рекомендовали вывести изучение произведения про пьяную внучку на внеклассное чтение. То есть, в классе читать эту «чернуху» нельзя, а вне класса — пожалуйста, и теперь уж точно, без комментария учителя?! Запретный плод, как известно, привлекает внимание. Не удивительно, что уже 3 года подряд вновь испеченные восьмиклассники на первом же уроке украинской литературы провокационно задают учителю вопрос: «А мы «Красную Шапочку» изучать будем?»
Вот и остаются учителям литературы неразрешенные проблемы: как объяснить нашим детям, что любовь — это не то, что происходит в шоу «Холостяк», что настоящие шедевры музыки — это не «Пошлю его на… небо за звездочкой», и что «украинская» Красная Шапочка — не пример для подражания.
Гуманитарная катастрофа уже в Украине?
Но шедевр Евгения Дударя — далеко не единственный пример гуманитарной катастрофы. Чего только стоит стихотворение «Эльдорадо» Владимира Самойленко, в котором автор пишет про «далеку країну»:
«Там зійшлися всі народи:
Москалі, хахлі, поляки,
І живуть вони там дружно —
Як собаки, як собаки.
Там живе племен усяких
Престрашенна мішанина,
І за то той край зоветься —
Русь єдина, Русь єдина!».
Простите, это что? Пример патриотического воспитания? Или образец певучей «мови калинової» и искрометного украинского юмора? Да, в конце концов, это вообще — украинский язык!? И кого же может воспитать подобный шедевр? Ну, и нельзя не обратить внимание на безобидное, на первый взгляд, стихотворение «Похвала грошам». Хотя автор пишет о том, что не в деньгах счастье, «але ж за гроші можна… перетворити в автоматах воду на радісну мадеру й на портвейн». Вся эта ситуация аналогична той, когда по детскому каналу покажут мультики для взрослых с надписью: «Детям до 16 лет смотреть нельзя». И особенно нелепо после всего вышеописанного на обложке книги смотрится примечание: «Учебники издательства….— надежный компас в безбрежном океане знаний».
Комментарий специалиста
Валентина Костейкова, старший учитель украинского языка и литературы, СШ №2 г. Щорса
— Нынешний курс украинской литературы в школе по содержанию все больше напоминает не храм, а захламленный сарай: количество учебных часов уменьшили, а количество учебного материала непропорционально увеличили. Школе нужны интересные, актуальные, лучшие из лучших украинские достижения вместо художественной третьесортности. А что происходит на самом деле? После того, как Министерство образования и науки включило в школьную программу для 8 класса переписанные на современный лад сказки, новая история про Красную Шапочку стала литературным бестселлером. Даже родители вынуждены были заглянуть в учебники своих чад. Такого интереса к школьной программе среди взрослых еще не было! И от прочитанного у них волосы дыбом встали! Красная шапочка — ровесница тех, для кого это произведение предназначено. Плохой пример в подростковый период особенно заразителен.
У современных детей очень развита образная память, они мыслят кадрами. При составлении школьной программы нужно учитывать потребности детей, их возрастные особенности. Многие из тех произведений, которые внесены в программу, непонятны детям, быстро забываются, не содержат воспитательной идеи.
Ирина Глушко, руководитель клуба практической психологии «Синтон», психолог-консультант СШ №3 г.Чернигов
Искусство (и литература как его часть) должно вести за собой, задавать определенные стандарты в обществе. А школьная литература призвана еще и воспитывать. Вокруг и так полно негатива и грязи, так зачем же нашим детям давать еще и эту «чернуху» в виде «Красной Шапочки», кодируя тем самым подростков на определенную модель поведения. При таком обилии насилия с детьми может случиться, как в поговорке: «назови 100 раз человека свиньей, так он на 101-й захрюкает». Где детям черпать светлые мысли? Уроки литературы должны дать ребенку высокие ценности, помочь понять жизненные ориентиры. Если же Евгений Дударь писал свое произведение с претензией на юмор, то это должно быть, по меньшей мере, корректным, тем более в книгах для детей.
Людмила Богун, еженедельник «СЛОВО Черниговщины» №9
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.