Мобильная версия сайта Главная страница » Новости » Місто і регіон » В шевченковские дни Молодежный театр представил публике ораторию «Гайдамаки»

В шевченковские дни Молодежный театр представил публике ораторию «Гайдамаки»

В шевченковские дни Молодежный театр представил публике ораторию «Гайдамаки»
Новые формы

К экспериментам зрители Молодежного театра приучены давно: помним и «Театр вдома», и театр-кафе, и пушкинскую «Метель» с симфоническим оркестром, и вертепы, и другие необычные находки разных периодов.

Нововведение этого сезона — публичное чтение пьес. Материал, который по разным причинам нельзя инсценизировать силами театра (скажем, невозможна же на маленькой сцене масштабная постановка «Фауста»), предлагается зрителю как озвученный (и изученный!) актерами текст — и начался этот проект зимой, с чтения Бродского.

Попасть на читку «Мрамора» («…у Времени, Публий, есть все, кроме места») непросто: присутствуют на ней всего восемь человек. Два актера и восемь зрителей сидят за пюпитрами (кстати, обратите на них при случае внимание: работа художника Дмитрия Зуганова) — не просто сидят, но вместе прорабатывают текст.

Следующим объектом чтения-исследования мог бы стать Маяковский — потом показалось, нет, не то. Выбрали «Гайдамаков». По очень простой, но веской причине: «Это так красиво…»

Это удивительно талантливый, красивый, и главное — вызывающий ответный отклик текст,— рассказывает главный режиссер Молодежного театра Геннадий Касьянов. — И музыкальный. Сразу, когда только мы начинали приступать к работе, я решил: это будет оратория. Оратория для чтецов. Неожиданно? Да. Но возможно.

Маленькие открытия

Что значит — текст берется в работу? Он прежде всего серьезно изучается. Геннадий Касьянов рассказывает:

Самое удивительное, что глубоко никто «Гайдамаков», собственно, и не знает! Приступая к проекту, и я, и актеры очень много читали о Шевченко. Мы прониклись красотой шевченковских стихов. Узнали биографию его, подробности судьбы — причем из серьезных источников, не из желтой прессы и не из книг Бузины… В частности, я проштудировал замечательную книгу Ивана Дзюбы «Шевченко. Жизнь и творчество». Сперва собирался прочесть лишь главу о «Гайдамаках» — потом увлекся и прочел все. И, кстати, вычитал, что и литературовед Александр Билецкий называл «Гайдамаков» ораторией! И Курбасу о его постановке многие говорили, что она похожа на ораторию. В нашем случае — это оратория для чтецов, или для девяти голосов.

…Весь Шевченко пронизан любовью к Украине: он так близко чувствует ее природу, ее людей — и так умеет это свое чувство родного выражать! Находя для описания самые простые, но точные и выразительные слова. «Минають дні, минає літо — а Україна знай горить…» Представили? Или вот другое: «Грім гогоче…» Потрясающе красиво!
Мы приглашали специалистов, чтобы понимать, как именно следует читать те или иные строфы, что интонационно выделять, даже куда ставить ударения — ведь важны все детали и мы старались — не только для зрителя, но и для себя — быть предельно точными.

Вот есть там такое интересное слово: «шелест». Причем стоит ударение: на вторуе «е». Посмотрели в дореволюционное издание «Кобзаря»: оказалось, «шелесть»! Мягкий знак выпустили, и ни в одном нынешнем издании «Кобзаря» в этом месте нет мягкого знака. А без него это уже совсем другое слово и другой смысловой оттенок! Вот такое наше маленькое открытие.

«Гайдамаки» как живопись

«Сумно, страшно, як згадаєш — а серце всміхнеться». Полно таких парадоксов, и в этой неоднозначности и заключается самое интересное! Но мы и живем, к счастью, во время, не требующее однозначности и четких определений. Нам это не нужно, мы можем спокойно воспринимать и анализировать этот текст, никакую тенденцию не выпячивая. И мы видим, что все образы, все описанные события — все это очень по-человечески и очень жизненно. В самых прекрасных и в самых страшных вариантах…

Понимать Шевченко сложно: недаром же каждый старается «привязать» его к себе, коммунисты — к одному, националисты — к другому… На возможный вопрос о том, зачем понадобились «Гайдамаки» именно сегодня (не 2005 год, президент сменился и конъюнктура тоже), ответ у режиссера четкий: о конъюнктуре не было и мысли. Выбрали потому, что красиво! И потому, что у Шевченко, как у любого гения, нет однозначности.

Совершенно замечательные образы — такие простые, и такие глубокие… Структура произведения неровная, но все эти неожиданные перепады, лирические отступления, авторские раздумья выглядят абсолютно уместными, как мазки на полотне, которые складываются в общую картину, стоит только всмотреться.

«Вечеряють, а кругом їх пекло червонiє...» Да, это как живопись: недаром же Шевченко был художником! У него необычный взгляд: некоторые сцены написаны так, словно он видит события сверху. Взглядом создателя. Это удивительный талант. В каких-то проявлениях пророческий.

А финал? «Розійшлися, звідки взялися…» Это только гений может себе позволить так распорядиться: раз — и нет! Скрылись в тумане. И констатация: «Все замовкло. Нехай мовчить: така Божа воля».


Девять голосов

Тому, кто пойдет слушать ораторию, потребуется терпение, воображение и умение концентрироваться. На сцене «как бы» ничего не происходит: актеры сидят за пультами, нет декораций, нет световых эффектов…

Музыки в спектакле нет — есть вольное акапельное пение (его постановкой занимался руководитель академического ансамбля песни и танца «Сиверские клейноды» Сергей Вовк, сотрудничество со специалистом в украинской песне в этом проекте было просто необходимо). Очень сложная задача: час держать внимание зала только на звуке и тексте. И у зрителя есть задача своя: сосредоточиться и уловить музыку шевченковского текста, панорамность и объемность его, настроиться на голоса — и внутренне включиться в читку.

Слушая этот текст, мы проникаем в простую красоту слова, мысли, неожиданного поворота, — отмечает режиссер, — судьбы соединяются и разъединяются, происходит взаимопроникновение чувств, ситуаций, от масштабного к совершенно простым вещам… И только гений может позволить себе такие повороты, при этом играя большими смыслами, целыми эпохами!

У нас с вами есть возможность все это услышать и воспринять: главное, следите за афишами.





"Гайдамаков" на сцене Молодежного театра можно будет увидеть 14 и 20 апреля. "Мрамор" (если удастся достать билеты) - 22 марта.
А 30 апреля - ещё одна премьера. Драма А.Чехова "Дядя Ваня".


Вера Едемская, фото Валерия Сенчука,
еженедельник "Взгляд", №11 (196)

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Вера Едемская, еженедельник "Взгляд", Молодежный театр, премьера, «Гайдамаки»

Добавить в: