Мобильная версия сайта Главная страница » Новости » Місто і регіон » Предприятия довели до банкротства и продали «своим» людям

Предприятия довели до банкротства и продали «своим» людям

Рисунок Олега Синельника
На очередной сессии городского совета при рассмотрении вопроса о санации предприятия «Ремонтно-строительный участок» Черниговского городского совета разгорелся довольно серьезный скандал. Исполком городского совета предлагал отдать имущество коммунального предприятия «Ремонтно-строительный участок» в собственность ООО «ЧерниговГазСпецСервис» за 2,4 млн. грн. Планы исполкома сорвали депутаты, которые начали обвинять исполнительную власть в доведении предприятия до банкротства. После чего депутат Максим Городний предложил передать имущество предприятия ОАО «Облтеплокоммунэнерго» за 2,7 млн. грн., поскольку членам исполкома крыть было нечем, на том и порешили.

Отдадим в надежные руки…

«Общее – это ничье!» − подумали в городском совете и стали избавляться от коммунальной собственности. Как известно, Остап Бендер знал 400 сравнительно честных способов отъема денег у населения. Чтобы забрать у жителей города целое предприятие – столько способов знать не нужно. Можно, например, сначала довести предприятие до банкротства, а потом, когда придет «спаситель» с деньгами, отдать ему объект за чисто символическую сумму. Можно передать предприятие в аренду частной структуре, которая будет «модернизировать» предприятие. Правда, вся эта «модернизация» будет проходить только на бумаге, но зато потом структура на законных правах сможет приватизировать предприятие.

Кто-то может сказать, что, мол, какая разница, кто владелец, все равно не мое. Может быть, и так, но все же, местное самоуправление может ограничивать рентабельность коммунальных предприятий, контролировать правомерность действий их руководителей. В конце концов, доходы от деятельности таких предприятий наполняют бюджет и дают развиваться городу. Что, кому и как у нас в Чернигове передавалось – можно рассказывать до бесконечности. А вот о том, что еще передадут – остается только догадываться. Но можно предположить, что передадут ВСЕ! Дайте только срок!

РСУ банкротили два года

О ситуации вокруг коммунального предприятия «Ремонтно-строительный участок» Черниговского городского совета пишется, начиная с 2008 года. Именно тогда стало понятно, что предприятие хотят толкнуть «по дешевке». На 51-й сессии стало понятно, что ситуация вошла в кульминационную фазу. Предприятие владеет имуществом, которое на 1 июля 2008 года только по остаточной стоимости оценивалось более чем в 2,6 млн. грн. Кроме этого – несколько неприватизированных земельных участков, общей площадью более чем гектар. При этом к наибольшему участку площадью в 0,933 га подведены все коммуникации: вода, газ, свет. Есть своя подстанция. И все это исполком был готов передать ООО «ЧерниговГазСпецСервис» как инвестору за 1,5 млн. грн. Правда, Александр Соколов и его замы решили «серьезно поторговаться», и попросили еще 900 тыс. грн. Хотя все прекрасно понимали, что сумма в 2,4 млн. грн. даже не перекроет долги предприятия, которые на июнь 2010 года составили 2,7 млн. грн. То есть, город потерял бы и предприятие, и еще остался бы должен кредиторам! Но, к сожалению, инвестор расставаться с 900 тыс. грн. не торопился, и на предложение об увеличении суммы не откликнулся.
- Предприятие умышленно или не умышлено, но доведено до банкротства! – заявили во время обсуждения вопроса депутаты. – Но, кто-то же должен нести за это ответственность!

Естественно, что особо искать виновных никто не планировал. Против сдачи коммунального предприятия больше всего выступал депутат Александр Мельник, и «команда мэра» решила поставить его на место. Валерий Солдатов даже заявил, что «нужно привлекать к ответственности депутатов, которые инициируют такие вопросы».
Но, видно не все в сессионном зале было до конца договорено, и у Александра Мельника нашлись единомышленники.
- По моим приблизительным подсчетам, только по 2009-му году предприятие могло получить объемы работ на 7,5 млн. грн., а по 2008-му году – долее 20 млн. грн. Но, к сожалению, этих объемов предприятие не получило! – заявил Вячеслав Лебедь.
Все понимали, что фактически городские власти искусственно создавали условия, при которых предприятие не могло зарабатывать деньги в Чернигове.

Заявление Вячеслава Лебедя подтвердил и инвестор – директор ООО «ЧерниговГазСпецСервис» Виктор Козлов, который заявил, что фактически из-за неэффективной хозяйственной деятельности городской бюджет ежегодно недополучал 13-15 млн. грн. Скандал в сессионном зале разгорался нешуточный. Слово попросил Максим Городний:
- Я готов дать 2,7 млн. грн. для того, чтобы мы мирно «разошлись», и все кредиторы были удовлетворены, - заявил он. - А уже исполком городского совета пусть разрабатывает механизмы передачи в собственность «Облтеплокоммунэнерго» (именно оно выделяет 2,7 млн. для погашения задолженности) коммунального предприятия.
Естественно, что исполком городского совета был против такого предложения, ведь не зря же они «работали» над предприятием более двух лет. Но противостоять мнению депутатов, которые ухватились за неожиданное (или спланированное?) предложение Городнего, члены исполкома не решились. Был объявлен перерыв для выработки решения. После чего депутаты приняли решение обратиться к Хозяйственному суду Черниговской области и комитету кредиторов по вопросу повторного проведения конкурса по определению инвестора и пересмотру плана санации.

«За» такое решение проголосовало 29 депутатов при одном воздержавшемся. И вроде бы можно было бы поставить точку в этом вопросе – предприятие купит ОАО «Облтеплокоммунэнерго», если бы не одно «но». Уж слишком лакомый кусок это КП «РСУ», и какая его рыночная стоимость – специалисты умалчивают. Директор ООО «ЧерниговГазСпецСервис» Виктор Козлов заявил, что завтра он предложит 2,8 млн. грн. Такое вполне может произойти.
- И я думаю, что такая возможность у вас будет, Виктор Алексеевич, - заявил мэр Чернигова Александр Соколов. - Суд примет решение. Будет новый план санации. Будет объявлен конкурс, и не один инвестор будет участвовать, а, как минимум, два…

Троллейбусное управление на грани банкротства!

К сожалению, кроме вышеназванного предприятия в Чернигове есть еще много привлекательной коммунальной собственности. Вот уже несколько лет подряд дамоклов меч висит над КП «Черниговское троллейбусное управление» − единственным в городе предприятием, занимающимся перевозками пассажиров электротранспортом. Нет, естественно, троллейбусы сами по себе никому не нужны. Можно предположить, что кому-то нужна территория предприятия и та инфраструктура, которая создавалась жителями Чернигова на протяжении 45 лет. По крайней мере работники ЧТУ заявляют, что на предприятии стали появляться «потенциальные арендаторы», которые присматриваются к объектам предприятия. Выпуск троллейбусов на линию сокращается, да и сами машины на ладан дышат. И как только их количество уменьшится до критической точки, предприятие не сможет содержать всю свою базу. Вот тут-то «вороны» и налетят!

Кто же довел ЧТУ до ручки? Наверное, экономическую ситуацию подрезало то, что решением исполкома горсовета по троллейбусным маршрутам пустили десятки частных маршруток, которые фактически обескровили предприятие, забрав на себя платного пассажира. А все «бесплатные» остались в троллейбусах! Кроме того, несколько лет назад, благодаря «заботе» исполкома, на КП «ЧТУ» повесили кредит в пять миллионов гривен, который, как якорь на шее, стал тянуть предприятие на дно. Потом еще и «управляемого» директора назначили. Кстати, руководящей роли исполнительной власти и сам директор КП «ЧТУ» Олег Коржов не отрицает. В начале года во время интервью он заявил, что по его убеждению, для выхода предприятия из кризиса необходимо увеличить количество машин на экономически выгодных маршрутах, что в свою очередь поможет привлечь пассажиров и увеличить доходность предприятия. Буквально через пару месяцев его мнение изменилось на кардинально противоположное – выход троллейбусов нужно сокращать! В четверг, 1 июля, после собрания трудового коллектива КП «ЧТУ» мы поинтересовались у Олега Анатольевича, почему он так резко изменил свою позицию. Ответ был довольно откровенным:
- Вы понимаете, что я работаю по контракту и обязан выполнять требования городской администрации… - заявил он.

Понимаем. Не выполнишь требования исполкома горсовета − и в Чернигове работу не найдешь! А если к тому же из здания на Магистратской, 7 «руководят», то и голову ломать не надо, все равно придется делать «как я сказал». Вот поэтому у предприятия даже плана выхода из кризиса нет!
- Какой может быть план, если предприятие не знает, сколько ему дадут денег? – заявил заместитель начальника управления транспорта и связи Николай Бардаков.
Ну, если непосредственное начальство не знает прогнозируемых доходов и расходов, тогда действительно, какие тут планы! В то же время даже нам из предыдущих интервью начальника ЧТУ Олега Коржова известно, сколько предприятие может получить доходов от своей деятельности, сколько ему выделит государственный и городской бюджет, и сколько нужно потратить, чтобы выжить. И если этих денег не хватает, естественно, нужно разрабатывать план мероприятий по выводу предприятия из ступора, а не надеяться на помощь премьер-министра Николая Азарова, которую так красноречиво разрисовал Николай Бардаков на встрече с трудовым коллективом.

- Вот у меня в руках факсограмма. Пишет Азарову докладную записку вице-премьер Тихонов. Давайте, уважаемый Азаров, решать вопрос, потому что город на ушах стоит, область на ушах стоит, и что-то давайте делать в целом в Украине, - рассказывал байки трудовому коллективу заместитель начальника управления транспорта и связи. Но ведь все здравомыслящие люди прекрасно понимают, что для получения финансирования от правительства нужно подготовить экономическое обоснование плана выхода из кризиса и убедить чиновников, сидящих в Киеве, в том, что он сработает. Но, к сожалению, руководству предприятия такой план разработать просто-напросто не дают. Видно «большие деньги», получаемые владельцами маршруток, мешают руководству города думать о судьбе предприятия. А задуматься действительно есть над чем.
- На этот год нам выделено 10 млн. субвенций. По расчетам до конца года не хватает восемь миллионов для того, чтобы «закрыть» год и свести его в «ноль». Кроме этого у нас существует кредиторская задолженность, сложившаяся за прошлые годы. Это еще порядка 10 млн. грн. Задолженность состоит из кредита − на сегодня это шесть миллионов гривен, подоходного налога − почти два миллиона, задолженности по пенсионному фонду, по газу, по запасным частям, по услугам. Кроме того, сегодня уже есть задолженность по заработной плате за май месяц. Сумма этой задолженности − 1,1 млн. грн., плюс остаток задолженности по апрелю – около 160 тыс. грн. На областном и городском уровне было проведено ряд совещаний, где нам протокольно поручили разработать план мероприятий, при которых ЧТУ может выживать при сумме субвенций в 10 млн. грн. После наших расчетов оказалось, что на эти деньги выживать ЧТУ не может ни при каком выпуске троллейбусов! - обрисовал ситуацию Олег Коржов.

Областная и городская администрация требовала от ЧТУ кардинальных мер, и только в этом случае обещала чем-то помочь. Было принято решение о сокращении графика работы с 6 до 22 часов. Выполняя указание сверху, предприятие прекратило обслуживание троллейбусов в ночную смену и приняло решение о сокращении 92 человек − слесарей, электриков, сварщиков и уборщиц. В коллективе обеспокоены тем, что теперь троллейбусный парк просто остановится, поскольку за то время, которое отводится на обслуживание одной машины, физически просто нельзя успеть ее даже осмотреть. И если добавить к этому полное отсутствие запасных частей, то в целом картина вырисовывается удручающая. К сожалению, предложенные исполнительной властью меры не спасают ситуацию. К тому же, сегодня возникли проблемы с доставкой людей на электрички в утренние часы и с перевозкой вечерней смены «Чексила», которая заканчивается в 23 часа. Максимальная расчетная до конца года сумма сэкономленных средств может составить всего-то до миллиона гривен. Но и эта цифра очень условная.
- На сегодня издан приказ о сокращении, но это не означает, что все люди, попавшие в списки, будут уволены, - заявил Олег Коржов. - До сокращения еще полтора месяца. По поводу отсутствия запчастей, скажу, что они там же, где и зарплата. Если нечем выдавать зарплату, то откуда взять деньги на запчасти? То, что мы ездим с 4.45 утра до 00.20 вечера – это чистая условность. И раньше основная масса троллейбусов в 19 часов уже находилась в депо. И теперь вместо 5-6 единиц, которые оставались после 19 часов, будет 3-4 машины. Такое «сокращение» на экономическую ситуацию не повлияет…

Как мы уже говорили, такое положение дел выгодно многим! Когда троллейбусы развалятся окончательно, их успешно спишут, и останется только территория с капитальными мастерскими, гаражами, административными зданиями. Люди? Люди сами убегут. Руководство ЧТУ уже пересмотрело условия работы кондукторов. Естественно, в сторону сокращения фонда заработной платы. И теперь обилечивать пассажиров некому! Работники ЧТУ говорят, что водители приходят на смену, а кондуктора нет. И водитель вынужден идти домой!
Наверное, не за горами тот день, когда на сессии горсовета депутаты снова будут решать, кто купит очередное коммунальное предприятие и спасет город от долгов. И возможно, этим предприятием будет КП «ЧТУ»…

Итоги

Кто-то скажет: «А какое мне дело до ЧТУ, я на троллейбусах не езжу». Неправильное суждение! Уже сегодня остановки общественного транспорта не вмещают то количество маршруток, которое впихнуло в город управление транспорта и связи Черниговского городского совета. Для того чтобы «заменить» троллейбусы, количество маршруток нужно будет просто удвоить. Город будет переполнен транспортом, аварийность возрастет, и как следствие, пострадают те, кто ездит на своих авто. Ведь ни для кого не секрет, что расширять дороги в центральной части Чернигова уже невозможно!
Кроме того, будут ущемлены и те, кто ездит на маршрутках, поскольку пассажиры троллейбусов пересядут на маршрутки, и их наполняемость увеличится.

Нельзя не отметить вопрос социальной защиты населения. Частные маршрутки льготников бесплатно не повозят. Они и сегодня не сильно жалуют даже те категории, которые обязаны перевозить бесплатно в соответствии с законом. Не будет троллейбусов – платить придется всем.
Если сегодня не принять срочные меры по спасению электротранспорта – троллейбусов в Чернигове действительно не будет. И вот только не надо говорить про экономический кризис и то, что все предприятия электротранспорта живут плохо. Работу нужно работать! А в часы отдыха читать Булгакова. Он про все это еще в начале прошлого века писал…

Игорь Грищенко, еженедельник «Семь дней» №27 (452)

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: банкротство, санация, предприятие, троллейбусное управление, Игорь Грищенко

Добавить в: