Какая музыка звучала в Качановке?

И. Репин "М. И. Глинка за сочинением оперы "Руслан и Людмила"
Пусть Качановка золотая
И твой тенистый, темный сад
Красуются, как угол рая.
В них было столько нам отрад…


Знаменитое поместье Качановка на Черниговщине в ХІХ веке было своего рода Меккой для людей искусства. Двери усадьбы покровителей искусств Тарновских всегда были открыты для художников, музыкантов, поэтов и писателей. Здесь в разное время были Т. Шевченко, Н. Гоголь, И. Репин, М. Глинка, М. Врубель, П. Кулиш, Ганна Барвинок, братья Маковские (Владимир и Константин), Марко Вовчок, Н. Ге, К. Петров-Водкин, С. Гулак-Артемовский, В. Забила, Л. Жемчужников и многие другие. Гоголь впервые читал здесь «Женитьбу», а Репин работал над картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Гостеприимство хозяев-меценатов, красота парка и украинской природы, какая-то особенная поэтическая атмосфера — все это как нельзя лучше способствовало творческому вдохновению. Почти все лето 1838 года в Качановке провел выдающийся композитор, основоположник русской музыкальной классики Михаил Иванович Глинка.

Оперная премьера в… столовой!


Глинка не случайно выбрал местом своего пребывания в Украине имение хорошего своего знакомого Григория Степановича Тарновского. При нем в Качановке согласно традициям того времени был устроен оркестр и театр из крепостных артистов. В театре Тарновских ставились пьесы российских и зарубежных авторов, а также популярные в ХІХ веке украинские музыкально-драматические представления, такие как «Сватання на Гончарівці» Г. Квитки-Основьяненко и «Наталка Полтавка» И. Котляревского. Последнее, кстати, в музыкальном оформлении жившего в Чернигове украинского фольклориста Опанаса Марковича, также бывавшего в Качановке вместе со своей женой — выдающейся украинской писательницей Марко Вовчок.


Весьма высокого уровня был и качановский оркестр, о чем свидетельствуют сложные симфонические произведения Бетховена, Россини, Мейербера и других композиторов в его репертуаре. Крепостной оркестр даже принимал участие в спектаклях Черниговского театра! Как вспоминал сам Глинка в своих «Записках», «играли, и очень недурно, антракты «Эгмонта» Бетховена — номер «Clarchens Tod» произвел на меня глубокое впечатление, в конце пьесы я схватил себя за руку, мне показалось от перемежки движения валторн, что и у меня остановились пульсы». Интересно, что даже само название «Качановка» непосредственно связано с музыкой — оно походит от фамилии придворного певца двора ее императорского величества Елизаветы Петровны Михаила Ивановича Каченовского, который был первым владельцем усадьбы (и тезкой Глинки!).

В Качановке композитор испытал настоящий творческий подъем, так как здесь он нашел чуткую музыкальную среду, возможность слышать свои произведения, музицировать. В исполнении крепостного оркестра Глинка впервые услышал два приготовленных им для оперы «Руслан и Людмила» номера — Персидский хор «Ложится в поле мрак ночной» и марш Черномора, — «они были хорошо исполнены». Еще один номер оперы — балладу Финна — композитор написал непосредственно в Качановке и неоднократно сам пел ее с оркестром. Готовые фрагменты оперы впервые прозвучали в парадной столовой дворца, украшенной розовыми колоннами. Однако историк Д. Яворницкий утверждал, что и вся опера впервые исполнена была в Качановке, в специально построенном для этого зеленом театре! А в усадебной Георгиевской церкви, обладающей отменной акустикой, Глинка несколько раз дирижировал хором.

Жил Михаил Иванович в комнатах при зимнем саде дворца, а музицировал частенько в гроте под насыпным холмом, где также была чудная акустика. В то время это был своеобразный «малый музыкальный салон» поместья. После отъезда композитора в усадьбе навсегда утвердился «культ Глинки». Позднее в честь его пребывания в Качановке хозяева установили над гротом белоснежный павильон-беседку, которая и сейчас известна как «альтанка Глинки».

«Царская охота» за украинскими певчими

Однако все же не ради творческого вдохновения прибыл в Качановку композитор. В то время он занимал должность капельмейстера Петербургской Придворной певческой капеллы и был послан в Украину по «высочайшему повелению» для набора певчих. Следует заметить, что начиная со второй половины ХVІІ века царские дьяки и регенты стали регулярно приезжать в Украину за певчими, а в ХVІІІ веке придворная певческая капелла формировалась почти исключительно из украинцев!

По пути в Качановку Глинка посетил Новгород-Северский, Нежин и Чернигов, где отобрал несколько мальчиков, коих «брали к себе на квартиру, поили чаем и, обращаясь с ними как можно ласковее, неоднократно пробовали их слух и голоса». Надо сказать, что, несмотря на «высочайшее повеление», это было не таким уж и легким занятием, поскольку местные церковные иерархи были не очень-то в восторге от того, что их архиерейские хоры буквально «грабят» заезжие охотники до чужих голосов, хоть бы и из самой столицы. Поэтому композитору и сопровождавшим его помощникам приходилось всячески хитрить, изворачиваться, «задабривать» юных певцов, лишь бы выманить у них документы и отправить сведения в Петербург.

Вот именно Качановку Глинка и избрал «центром своих операций», откуда затем ездил за певчими в Переяслав, Киев, Полтаву, Харьков и Ахтырку. Из Киева Глинка «со товарищи» «вывезли» талантливого баса — ученика Киевской духовной семинарии Семена Гулака-Артемовского, которого товарищи «провожали с плачем». Его голос был самой драгоценной находкой для капеллы. В Качановке композитор специально для Гулака-Артемовского оркестровал элегию «Шуми, шуми» Геништы, и хотя молодой бас «пел ее хорошо, но выговор его был несказанно жесток». Михаил Иванович усердно занимался с украинским певцом, и тот не только оправдал его надежды, но и превзошел их. Гулак-Артемовский стал впоследствии знаменитым певцом и автором известной украинской оперы «Запорожец за Дунаем».

Однако наиболее интересное приключение Глинку и его друзей ждало в Переяславе, где в то время находился хор полтавского архиерея Гедеона. В лучших традициях гоголевского «Ревизора» тамошний городничий, ожидавший чиновника по следственному делу, принял Глинку за него! Несмотря на неоднократные попытки городничего добиться аудиенции у прибывшего «инкогнито» из Петербурга «чиновника», слуга композитора Яков (ну прямо гоголевский Осип, слуга Хлестакова) по приказанию хозяина неизменно отвечал ему: «Не могу беспокоить их высокоблагородие!»

Такая скрытность требовалась для того, чтобы помощники Глинки в это же самое время успели «втихаря» отобрать (а точнее, «умыкнуть») для придворной капеллы местные таланты. Выдав себя за купцов — «охотников до церковного пения», они пошли к обедне, заметили лучших малолетних певчих и, записав их имена, хитростью проникли на завтрак к архиерею, где вновь имели возможность слышать его певчих. Когда Глинка понял, что «дело сделано», он позволил допустить к себе переяславского городничего и только тогда объявил ему, кто он и зачем приехал. Как позже вспоминал композитор, «мы так безжалостно обобрали хор, что Гедеон долго после того на меня жаловался своим знакомым»!

После таких вот «наездов» на украинские города и их хоры, Глинка привозил отобранных мальчиков в Качановку, где юные певцы совершенствовались в вокальном искусстве, пели вместе с хором Г. Тарновского, участвовали в богослужениях в Георгиевской церкви, исполняли партии в различных музыкальных ансамблях. И уже только после этого они в сопровождении Глинки отправились в Петербург, в придворную певческую капеллу.

По дороге в столицу певчие переболели глазами, а после выздоровления были представлены Глинкой государю-императору. Николай І был очень доволен мастерством отобранных Глинкой певчих, однако не сдержался от шутки по поводу небольшого роста Глинки: «Ах! Какие молодцы! Где ты их подобрал под рост себе?» Интересно, что представление певчих императору состоялось в Аничковом дворце, который был подарен в свое время императрицей Елизаветой Петровной «в утешение» своему фавориту Алексею Разумовскому, бывшему по происхождению простым казаком из с. Лемеши (под Козельцом) и начавшему свое восхождение к вершинам карьеры как раз с певчего придворной капеллы!



Качановский дворец

Иван Коцюра, еженедельник «Взгляд», №17 (151)

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Иван Коцюра, Качановка, поместье, музыка, Глинка

Добавить в: