На черниговских остановках стекло толще, чем в Варшаве
Сергей Масленников, генеральный директор группы компаний «Магр», рассказал подробности об установке.
20 октября разбили еще одно стекло, на новой остановке по улице Героев Чернобыля (неподалеку от дамбы на Стрижне на становке табличка: «Ул. Алексеева, авт. №№19,21,26, троллейбус №10») в Чернигове.
До конца года в городе будет 100 стеклянных остановок. Из горбюджета на это выделено 16 миллионов гривен. Фирма, которая выиграла тендер на установку, — ООО «Селвис». Входит в научно-производственное объединение «Группа компаний «Магр», генеральный директор которого — 56-летний Сергей Маслеников. С начала года разбились четыре стекла на маленьких, 4-метровых, остановках и одно украдено. Толщина стекла на остановках — 1 сантиметр.
— Производитель стекла, которое устанавливают на черниговских остановках, — Чехия,— рассказывает Сергей Геннадьевич. — Это немецкая транснациональная компания, у них, если я не ошибаюсь, семь или восемь заводов в Европе.
Серьезная, большая контора. В специальных контейнерах груз доставляют на киевский завод-представитель. По нашему заказу стекло режут на определенный формат. Остановки — по 4, 6, 8 метров.
Для них делают пять форматов стекла. После резки обрабатывают кромки. А после этого стекло калят.
— Почему именно чешский завод?
— Долго выбирали. С точки зрения логистики и стоимости, остановились на этом варианте. Тем более, доставка стекла в Чернигов бесплатная. Работать с этой компанией можно без предоплаты. Стекло нельзя привезти в картонной пачке. Предприятие бесплатно дает специальные рамки для хранения. В обороте их 15 штук.
Обычное стекло в общественных местах ставить нельзя. Человек может не просто порезаться, но и... не доведи Господь... Каленое (или закаленное) стекло травмобезопасное, его края (если разбилось) не острые, порезаться не получится. Ездили в Киев, сравнивали. У них стекла по 8 миллиметров, крыша — 5,5, стекло для сити-лайта — 6. Мы разрабатывали конструкцию под 10 миллиметров (1 см. — Авт.).
— Может, стекло некачественное, раз бьется?
— У меня есть все сертификаты, все делается по ГОСТам. На сегодняшний день такое стекло — это пик того, что может быть по такой стоимости (боковое стекло стоит 908 гривен, заднее —1420).
— А можно посмотреть сертификат качества?
— Мне, как инструменту-исполнителю, проблемы с этим не нужны. В моем подчинении не одно предприятие, есть сотрудники, которые занимаются документами. В оборудование этого завода вложен не один миллион долларов. Я не буду работать с предприятиями, которые могут нести угрозу черниговцам. Сертификат качества предоставил городскому управлению ЖКХ.
— Перед установкой тестировали на прочность?
— Завод бесплатно предоставил нам два стекла. Мы пробовали их бить. Сначала ногами. Потом гирей, грамм 200-300. Разбили молотком с расстояния двух метров, со второго раза.
— Может, каленое поменять на триплекс?
— Это два таких же каленых стекла, которые склеены пленкой. Оно тоже бьется, но не рассыпается. Триплекс ставят на лобовые стекла в автомобилях. Боковые в машинах — каленые. Если даже установить триплекс, что на 60 процентов дороже каленого, выходит дилемма: кто-то разбил — менять его или пусть стоит в «паутине»?
— Кто заплатит за замену битых стекол на остановках? Черниговрада?
— Совершенно верно. Наше предприятие пойдет городу на уступки, заменим по себестоимости. Но эти деньги будут потрачены из бюджета. Как-то у меня был разговор с должностным лицом. Он сказал, за битые остановки нужно не просто платить, а дорого платить. И рассказывать народу: «Уважаемые господа, действия вандалов принесли ущерб городу. В такой-то сумме. Вместо этого мы бы могли привести в порядок подъезд, сделать еще что-то». Если я в процессе монтажа разбил — это мои проблемы, за битое плачу я.
— И сколько вы лично разбили?
— С моим участием было разбито несколько стекол, — улыбается Масленников. — Устанавливали на Рокоссовского (возле «Нивы»), Там поставили маленькую 4-метровую остановку. Пассажиропоток такой, что, наверное, и двух 8-метровых мало. Жизнь показала: дураки, не так спроектировали. Вот как раз в процессе демонтажа я одно стекло и раздавил. На крыше стекла не вкрученные, а вклеенные. Начали вынимать — упало, разбилось. За это стекло заплатил из своего кармана.
— Трудности в установке были?
— Когда начинали рыть ямы для металлических опор, в земле оказались кабеля, которые ни в каких документах не числятся.
— А одно стекло украли.
— После этого случая поменяли специальную головку в креплении и установили фиксатор резьбы. Для снятия стекла теперь нужен особый ключ и большие усилия.
Также после установки самой опоры закатываем участок асфальтом. Без отбойного молотка до болтов крепления не долезешь. Чтобы никакой умник не смог сделать диверсию и опора не упала. На одной из остановок на Масанах, когда сотрудники приехали устанавливать стекло, несколько болтов опоры были откручены. На второй день после установки стекла на остановке «Украина» на боковых стеклах были отпечатки ботинок. Тоже проверяли на прочность.
— А если головой? Андрей Молач случайно, без злого умысла, ударился головой о стекло, и оно рассыпалось.
— Разбить, конечно, можно все что угодно. В теории — и головой.
— Откуда металл для конструкции?
— Это цельнотянутая бесшовная высокопрочная труба, которую для нас делает Мариупольский металлокомбинат имени Ильича. Вдруг машина на скорости въедет в остановку — не сшибет. Конструкция погнется, но выстоит.
— Сколько должно выпасть снега, чтобы упала крыша остановки?
— Строительные нормы — из расчета метр снега на всю поверхность. Компьютер посчитал: при максимальной нагрузке снега остается 30 процентов прочности. Но в Киеве стекло вполовину тоньше, и еще ничего не упало. Сомневаюсь, чтобы у нас столько снега навалило.
Я ведь только исполнитель. Если уполномоченное лицо решит, что нужно ставить стекло 20 миллиметров, сделаем.
— Почему остановки прозрачные, можно было сделать цветные?
— Крышу сделали матовой. Конечно, можно в массе закрасить любым цветом. Это делается до того, как стекло калят. Но это увеличит стоимость.
* * *
Закаленное стекло производят в процессе нагревания, а затем быстрого охлаждения обычного листового стекла. Этот процесс называется «закаливание». Закаленное стекло получило широчайшую сферу применения: от стеклянной посуды, предметов интерьера и мебели до витрин и огромных стеклянных фасадов многоэтажных зданий.
* * *
хроника битых:
1. Первой в феврале этого года «полетела» крыша на остановке по улице Рокоссовского, что возле рынка «Нива».
2. 21 сентября боковое стекло на остановке по улице Казацкой разлетелось после того, как «в ловушку» попал Андрей Молач.
3. В октябре исчезло стекло задней стенки 6-метровой остановки по улице 1 Мая возле школы №5.
4. В ночь с 9 на 10 октября вдребезги разбили
боковое стекло остановки на Масанах, что напротив церкви.
По всем фактам были написаны заявления в полицию. Проводится проверка.
* * *
Управление ЖКХ Черниговрады предоставило сертификат качества с печатями, в котором написано: «Производитель продукции ООО «Севен Глас», село Крюковщина, Киево-Святошинский район Киевской области». Также написано: «Продукция изготавливается серийно с 22.07.2016 до 22.07.2018 года с учетом гарантийного срока хранения, технический осмотр — раз в год. Добровольная сертификация. Сертификат качества на стекло выдан ОС ООО «Вес «Укрэкспертиза», город Запорожье. Протокол сертификационных испытаний выдан ООО «Укр-Тест-Стандарт», Днепропетровск, аттестат аккредитации от 25.11.2014 года с актом обследования от 8.07.2017».
Договоры, с какого конкретно завода Чехии везут стекло, говорят, есть только у Сергея Масленникова.
— Конкретно я с Черниговом не работаю, — сказал Вадим Шпаченко, контактное лицо ООО «Севен Глас». — Стекло на наш завод в Киев поступает из Европы. Работаем с несколькими заводами-произво-дителями. Если вы намекаете, что стекло из Китая, — категорическое нет. Наша компания с этой страной не работает. Даже потому, что они поставляют стекло неудобного для работы формата — 3 на 2,5 метра. Европейцы поставляют стекло так называемого джамбо-формата — 6 на 3 метра.
«Пьяницы, козаки, недоразвитые быки показывают свою бесполезную силу», —
так варшавские чиновники называют разбивателей остановок. (http://wawalove.pl/Rozbite-szklo-i-uszkodzona-konstrukcja-Wandale-zniszczyli-przystanek-na-Woli-a27362). Да, в столйш Польши они тоже стеклянные. С 2014 года поставили 1580 новых автобусных остановок для Варшавы. Мало кто знает, что создание единой остановки занимает не менее полугола подготовки и требует получения около 24 разрешений. То же самое, что и строительство дома. Ее монтаж длится от одного до двух дней», — пишут на сайте фирмы AMS, что занималась установкой. Толщина стекла — 8 миллиметров.
«Остановки — это городская мебель, которая, с одной стороны, функциональная, а с другой, информационная и рекламная», — считают в Польше.
«Самый крупный капитальный проект государственно-частного партнерства. Я очень благодарен AMS, который, несмотря на многочисленные препятствия, предпринял этот проект. Непросто быть предвестником инновационной деятельности», — сказал Лех Качон, президент Торгово-промышленной палаты внешней рекламы.
Варшавские газеты, сайты и социальные сети точно так же, как мы в Чернигове, ведут счет разбитым остановкам.
То ли наших там много, то ли со временем каленое стекло заменят более прочные материалы?
Тамара Кравченко, «Весть» №44 (772) от 2 ноября 2017
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.