Военнослужащие-контрактники получают более 7 тысяч гривен. Пьяницы и прочие залетчики — 1000
Как поживают солдаты (офицеры) контрактники, отправились узнать к проходной бывшего полка связи в районе Бобровицы. На территории военного городка сейчас базируется девять частей. В том числе и вновь образованный полк связи.
В строю стоят рядом
Двое молодых бойцов идут от воинской части на территорию парка (где хранится техника). Форма почти ничем не отличается, только один контрактник, другой — солдат срочной службы. Тот, что без шеврона, говорит:
— Я на контракт не пошел, ну его нафиг, так рисковать. Невеста ждет, отслужу срочную полтора года, женюсь. А то вдруг не отпустят. Живу в казарме, кормят три раза, условия меня устраивают. За мелкие «залеты» срочнику ничего, а контрактнику минус десять процентов зарплаты. В строю рядом стоим, задания те же. Раз ездили капусту собирать, для другой воинской части.
— А я подписал контракт, на полгода. После 11 месяцев «срочки», — рассказывает другой солдат. — Лучше шесть месяцев на контракте дослужить, там и зарплата повыше — у меня семь тысяч гривен (три раза уже выдавали), чем «срочку» в казарме сидеть. За 172 гривны в месяц. Снимаем с товарищем на двоих квартиру, по тысяче гривен с человека. Как подписал контракт, выдали новую форму, белье, -оски — все новое. Нашивки только сами заказывали. Работу выполняем ту же. что и солдаты-срочники: когда боева? "одготовка, а когда и травку на плацу поскубать надо. В АТО за полгода, говорили, вряд ли отправят.
«Если боится ехать на войну, нам такой контрактник не нужен»
- В АТО отправляем всех, и мы при подписании контракта об этом предупреждаем, — говорит в.о. заместителя командира батальона охраны по работе с личным составом, капитан 39-летний Александр Пиндрус. — Отказ от АТО — это
невыполнение приказа, административная, а то и уголовная ответственность. В конце концов, если он планирует отмазаться, ему морду набьют сослуживцы, которых отправляют.
Контракты бывают на шесть месяцев, на три года, на пять лет.
В зону АТО успевают все, ездим туда на 3 месяца, потом ротация (одни меняют других). Отправить могут уже через месяц после заключения контракта.
Мы военные, обязаны ездить на войну. Если боится, нам такой контрактник не нужен.
Я сам мобилизовался во второй волне. Служил в 41 батальоне, потом заключил контракт. По образованию — учитель младших классов.
Когда началась война, психанул и пошел в военкомат.
Сейчас на контракт идут охотно. Есть причины:
1. Обещают квартиру.
Есть гарнизонная очередь на «поліпшення житлових умов», ставят на учет. В основном офицеров и прапорщиков. Но и солдат, и сержантов, которые планируют оставаться надолго и служить дальше.
Есть три вида очереди: внеочередная, первоочередная, общая.
2. Дают зарплату.
Молодой контрактник, без выслуги, сразу получает 7140 гривен - 7500. Зарплата старшины Евгения Вовка — почти 8 тысяч гривен.
- У меня выслуга, звание. На контракте два месяца, — говорит Евгений. — Но до этого 11 лет отслужил в милиции, что приравнивается к силовым структурам. В АТО был еще до контракта и, уверен, еще поеду. Там страшного ничего нет. (Так и сказал! — Авт.).
Рядовой солдат или сержант контрактник, в зависимости от должности, звания секретности и выслуги, получает до 9 тысяч гривен.
У офицеров в штабе доходит до 17 (большая выслуга).
Процентов 90 этих денег составляет премия. За нарушение воинской дисциплины, невыполнение четко регламентированных норм, премия снимается. Например:
- невыход на службу без уважительных причин (достаточно одного раза);
- отсутствие на службе более трех часов (если меньше — просто выговор и минус 10 процентов премии);
- нарушение правил безопасности, которое не привело к человеческим жертвам (если жертвы есть — это уже криминал);
- употребление спиртных напитков в служебное время или пребывание в нетрезвом виде на службе — снимается 100 процентов премии. И из 7 тысяч он получит только 1 тысячу гривен;
- другие серьезные нарушения устава.
— И что, не пьют? — спрашиваем у капитана Пиндруса.
— За девять месяцев этого года у меня в части оформлено 67 протоколов за употребление спиртных напитков. В прошлом году за четыре месяца, с начала существования батальона, было 109.
3. Кормят.
Питаться можно в столовой, а можно дома.
— Согласно приказу министра обороны, солдат срочной службы питается три раза в день. Контрактников кормят раз в день, в обед, но хорошо. За кормежку деньги не вычисляют, а наоборот начисляют, если он отказывается от обеда. Около 200 гривен в месяц, — продолжает Александр Пиндрус. — Контрактников кормят лучше срочников. Дают селедку, печенку, зеленый горошек, мед, курицу. Соки (раньше был только узвар), чай. Сыр твердый. Ну, масло, джемы и у срочников есть.
Столовая одна, система — талонная, пищу принимают по графику. Офицеров бесплатно не кормят вообще, а мобилизованных офицеров кормят, как срочников.
Мобилизованные — это категория, которая по зарплате приравнивается к контрактникам, а по образу жизни — к срочникам. Мобилизованные должны жить в казарме — подъем, отбой и так далее.
4. Одевают.
Форму сейчас выдают полностью. Летняя форма, зимняя, спальники, бронежилеты. Если кто-то хочет что-то поудобней, может по личной инициативе докупить (например, из более легкой ткани, если жарко). Нашивки с фамилиями заказываем сами в магазине военторг. Стоит 15 гривен. Шеврон батальона я сам разрабатывал.
5. Доплачивают за АТО.
Раньше тем контрактникам, которые выполняют боевые задачи в зоне АТО, выплачивалась стопроцентная надбавка. Два года назад, при зарплате 5400 гривен, в АТО получалось 11 тысяч. Сейчас зарплату нам подняли, но сделали градацию по зоне АТО. Стоишь на переднем крае обороны — получаешь надбавку 4200 гривен. Вне зависимости от того, офицер, сержант или генерал. Если вторая линия обороны — плюс 1200 к месячной заработной плате.
Это государство уже начало немножко экономить. И правильно. В 2014 году была длинная формула по надбавке за АТО, в конце приписка: «...но не меньше чем 3 тысячи гривен в месяц». То есть 31 августа в 41 батальон (я выполнял там обязанности кадровика) приезжает полковник. Первого сентября уезжает. В зоне боевых действий пробыл два дня. Получает УВД*, медаль и 6 тысяч гривен надбавки за два месяца. Теперь ходит, рассказывает, какой он герой. И это не единичный случай.
Кого берут?
— По закону, на контракт имеем право брать до 59 лет. Необходимо желание защищать Украину, физическая подготовка, отсутствие вредных привычек. Курить можно, каждые десять минуту нас перекур. И даже пить, но в меру, во внеслужебное время.
Женщины после 41 года идут на специальный контракт (до окончания особого периода). Сейчас у нас около 12 процентов женщин. Тоже ездят в АТО. Женщины как раз ничего не боятся, заключают сразу долгосрочный контракт, минимум на три года. У меня в батальоне две семьи контрактников. Наш батальон не боевой, это батальон обеспечения. Охрана и обслуживание штаба оперативного командования «Север». Ездят, в основном, в Мариуполь.
Сейчас разрешили брать на контракт даже судимых, у которых нетяжелая статья или судимость снята. Думаю, это все-таки временно, на особый период. Разрешается брать военнослужащих, которые до 2014 года были уволены за невыполнение условий контракта или за служебное несоответствие. Это плохие статьи для военных.
Но... За съемное жилье платить самим
— Если собственного жилья нет, компенсация за поднаем жилья выдается только офицерам. Если он стоит на очереди и есть официальный договор о снятии жилья.
Постоянная мобильность
— Контрактник всегда должен быть на связи. При необходимости военнослужащий должен явиться в часть в любой день в любое время суток. Когда не было мобильных телефонов, действовала система посыльных. Солдаты-срочники ходили по месту жительства и оповещали, если нужно явиться в часть. Солдату обещали пачку сигарет, если он оповестит тебя первым. Эта система существует и сейчас, если в случае войны собьют телефонную вышку.
*УБД — статус участника боевых действий.
Елена Гобанова, Алина Сиренко, «Весть» №36 (712) от 8 сентября 2016
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: военнослужащие-контрактники,