Черниговская Епархия

Черниговская Епархия First Previous Next Last

ИСТОРИЯ ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКОЙ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ НА СТРАНИЦАХ ЖУРНАЛА "ВЕРА И ЖИЗНЬ"
В. А. ДЯТЛОВ (Чернигов)
     Журнал "Вера и жизнь" был основан в 1912 г. Черниговским братством св. Михаила, князя Черниговского, заменив издававшиеся ранее "Черниговские епархиальные известия", и просуществовал до 1916 г. Новое периодическое издание ставило целью "углубление и расширение в сознании верующих высокого христианского учения" и освещение через призму этого учения "главнейших современных событий и явлений". Содержание журнала, наряду с официальной частью, составляли религиозно-философские трактаты, статьи и заметки по отечественной и зарубежной истории, преимущественно церковной, археологии, археографии. Значительное место здесь занимали также критические материалы по истории западно-европейской общественно-политической мысли эпохи средневековья и нового времени.
     Изучение историко-публицистического наследия журнала имеет важное значение для выяснения отношения православной церкви к важнейшим социальным, политическим и религиозно-философским проблемам XIX - начала XX вв., определения характера различных сторон духовной жизни на Черниговщине накануне революции.
     История западно-европейской общественно-политической мысли рассматривается авторами статей и трактатов, опубликованных в журнале, в контексте важнейших вопросов жизни общества предреволюционной России. Содержание и тематику издания определяли в первую очередь проблемы взаимоотношения церкви и государства, рост оппозиционных настроений и движений существующему общественному и политическому строю, распространение атеистических учений, философских теории и литературных течений, противоречивших канонам и догматам христианского вероучения. Особую тревогу клерикальных публицистов вызывало усиление влияния на различные слои населения социалистический идей.
     Авторы журнала, а это преимущественно представители местного духовенства, пытаются в первую очередь выяснить "причины религиозного неверия в настоящее время" и под этим углом зрения рисуют схему истории западно-европейской общественно-политической мысли.
     Развитие антирелигиозных и антицерковных настроений, по мнению черниговских публицистов, привело в конечном итоге к глубокому и всеобщему религиозно-нравственному кризису в конце XIX - начале -XX ст. Причины и корни этого общественного явления служители клира видят в длительном историческом процессе эмансипации мысли от авторитета веры и церкви, развитии рационализма, скептицизма и крайнего индивидуализма. Начало негативного отношения к христианству они справедливо связывают с эпохой Возрождения, когда, по словам одного из авторов"началось изучение языческих древностей и увлечение языческим творчествомидеяминауками и искусствами в ущерб христианству". Дальнейшее развитие антирелигиозные тенденции получили у энциклопедистов, рационалистов и материалистов XVIII векаа также во время Великой французской революции конца этого столетия. Периодам Возрождения и Просвещения на страницах журнала всячески противопоставляются средние века - время, когда "наука и искусство были проникнуты религией". Взгляды черниговских церковнослужителей на все эти исторические эпохи восходят в определенной мере к консервативно-романтической традиции в историографии XIX в.
     Главным очагом антиклерикальных настроений журнал изображает Францию - страну, в которой длительная борьба против церкви и духовенства привела в 1905 г. к отделению церкви от государства. Особенно резкой критике был подвергнут "абсолютный религиозно-нравственный скептицизм" Ренана, "антирелигиозные принципы" Золя, Флобера, Доде, Мопассана и особенно "декадентов" Бодлера и Верлена. С началом первой мировой войны огонь этой критики смещается на Германию, которая изображается важнейшим оплотом социализма и атеизма.
     Главным объектом внимания церковных публицистов на всем протяжении существования журнала являлись однако, социалистические учения и особенно теория научного социализма. Большинство из них признает, что социализм - "господствующее течение человеческой жизни" "фокус всех современных течений жизни и мысли". Отталкиваясь от этих утвержденийавторы претендуют на всестороннюю и дифференцированную критику различных течений социализма. В то же времяв этом бурном потоке критики у отдельных авторов есть немало верных признаний и наблюдений. Прежде всего, в ряде статей возникновение социализма связано с обострением социально-экономических противоречий, научными открытиями XIX в. бурным развитием промышленности эксплуатацией капиталистами рабочих. Авторы этих публикаций в определенной мере солидарны с критикой основ буржуазного общества, которая дана в трудах Маркса, Энгельса, Бебеля и Каутского.
     "Великая моральная и христианская правда и сила социализма", по признанию одного из авторов журнала П. Галахова, заключается также в том, что он "твердо установил труд в качестве источника и права на жизнь" и "справедливо осуждает классовое устройство общества, классовый антагонизм и классовое учение". Клерикальные публицисты признают также верным учение социализма "о будущем правильном разделении труда". В то же время, все они решительно отвергают социалистическую идею на том основании, что она является главным носителем атеизма, материализма, безверия и скептицизма. Все это, в конечном итоге, делает социализм "враждебным христианству".
     Рассматривая социализм в контексте эволюции западно-европейской общественно-политической мысли, церковные публицисты склонны были подчеркивать отсутствие глубоких исторических корней этого учения в России. Полемическая направленность журнала свидетельствует о стремлении официальной церкви того времени остановить распространение западно-европейской атеистической и социалистической мысли. Творческая деятельность нового черниговского издания развивалась в условиях ренессанса религиозно-философской мысли в России. Опора авторов на труды известных религиозных мыслителей и философов, в первую очередь Н. А. Бердяева, обеспечили высокий теоретический уровень статей и публикаций журнала по вопросам истории общественно-политической мысли.