Черниговская Епархия
ПРОБЛЕМА СУЩЕСТВОВАНИЯ ЧЕРНИГОВСКОЙ МИТРОПОЛИИ
Я. Н. ШАПОВ (Москва)
Древнейшая история нашей Церкви хранит немало загадок, постепенно раскрываемых исследователями. Одной из таких загадок является Черниговская митрополия XI в., привлекшая в последнее десятилетия внимание историков древнерусской церкви.
Чернигов - один из древнейших городов Украины, как об этом свидетельствуют не только археологические исследования, но и упоминания его в договорах Руси с Византией 907 и 944 г., в сочинении Константина Багрянородного (середина X в.). Рано знакомый византийцам, он, вероятно, имел среди своего населения немало христиан еще до официального принятия новой веры.
После создания на Руси церковной организации и учреждения в Киеве митрополии Чернигов стал центром одной из епископских епархий. Столицей княжества Чернигов стал при князе Мстиславе Владимировиче, сыне Владимира Святого, в 1024 г., и оставался ею до его смерти в 1036 г. Мстиславом был заложен величественный каменный собор св. Спаса по типу Десятинной церкви, построенный с участием столичных константинопольских мастеров.
Впервые глава черниговской кафедры упоминается в "Сказании о чудесах св. Бориса и Глеба", в рассказе о перенесении мощей Бориса и Глеба в Вышгороде, которое было в 1072 г. Однако есть основания считать, что черниговская епископская кафедра возникла значительно ранее, еще между 1024 и 1035 гг., при князе Мстиславе, который свой огромный собор строил именно как кафедральный. Не исключено, что первоначально, как это было и в других городах Руси (Софийские соборы в Киеве и Новгороде), этот собор был деревянным, и лишь затем был заменен каменным. Черниговская епархия охватывала огромную территорию левобережья Днепра по Десне, Сейму, Сожу, а также Оке, она распространялась на восток до Рязани и Мурома, включая и землю вятичей.
О существовании в Чернигове во второй половине XI в. митрополичьей кафедры мы имеем два свидетельства источников - местное, древнерусское, и византийское. Несомненно указание на Черниговскую митрополию в названном выше рассказе о перенесении в Вышгороде в 1072 г. мощей Бориса и Глеба, Среди участников этого церковного праздника назван митрополит черниговский Неофит: "И совокупивъшеся вся братия Изяслав, Святослав и Всеволод, митрополит Георгий кыевьскый, и другый Неофит черниговьский, и епископ Петр переяславьский..., и по сих митрополита (двойственное число!) и епискупи... с ракою идяху" (Успенский сборник, 1971, с. 62).
В рассказе говорится о "другом" (то есть втором) митрополите, наряду с киевским, и употребляется форма двойственного числа "митрополита", что является свидетельством того, что черниговский иерарх носил в это время высший церковный титул, возможный на Руси. В "Повести временных лет" в рассказе об этом перенесении мощей Неофит вообще не упоминается что можно объяснить редактированием этого сообщения в начале XII в., когда митрополия в Чернигове уже не существовала. Однако в летописях, восходящих к северному, Новгородское Софийскому, своду (Софийская I, Воскресенская и др.), интересующее нас сведение также сохранилось.
Свидетельством существования Черниговской митрополии в византийских документах является загадочное упоминание константинопольских патриарших перечнях митрополичьих кафедр "Черного города в Новой Руси". Так, в одном из списков Куаленовском XII в. из собрания Парижской национальной библиотеки, после упоминания на обычном, 62-м, месте Киевской митрополии вставлена на 72 месте митрополия "Маврокастрона, то есть Новой Руси". Обративший на это свидетельство внимание А. Поппэ определил на основании датировки соседних по списку кафедр, что учреждение загадочной митрополий следует относить к 1059-1071 годам. Есть основания считать, таким образом, что "Черный город в Новой Руси" - не что иное, как Чернигов на относительно новой, левобережной стороне Днепра. То, что греки переводили русские названия городов, известно по упоминаниям древнерусских епископских кафедр в тех же перечнях XIII в., например, Белгород передается как "Аспрокастрон", а Юрьев - как "Агиос Георгиос".
Как можно объяснить появление на Руси во второй половине XI в. второй, Черниговской, митрополии и с какими политическими событиями можно связать этот акт?
Для ответа на эти вопросы важно отметить, что наряду е митрополией в Чернигове, есть сведения о создании примерно в то же время третьей митрополии, в Переяславле Южном, Она была создана после 1072 г. и существовала по крайней мере до 1089 г. Сведения о Переяславской митрополии также находятся в византийских перечнях митрополичьих кафедр и в древнерусских источниках - в Несторовом "Житии Феодосия Печерского" и в "Повести временных лет" по Лаврентьевскому списку. Таким образом, ответ можно искать применительно к обеим новым митрополиям сразу.
Возникновение двух митрополий на Руси, наряду с Киевской, может быть объяснено политической ситуацией, сложившейся в XI в. Л. Мюллер связывает Черниговскую митрополию с разделением Руси между Ярославом и Мстиславом в 1026- 1036 гг. по Днепру. Однако больше оснований считать, что Мстислав учредил в Чернигове епископию, а следующий акт - присвоение ей титула митрополии - относить к другому времени, к разделению политической власти на Руси между сыновьями Ярослава после его смерти в 1054 г., когда Чернигов получил Святослав, а Переяславль - Всеволод. Такое мнение было высказано М. Д. Приселковым в 1939 г.
Действительно, учреждение обеих новых митрополичьих кафедр хорошо ложится в политическую структуру Руси третьей четверти XI в., во время княжеского триумвирата Ярославичей. Под властью Святослава оказалась огромная территория - от Чернигова на западе до Рязани и Мурома на востоке, включая и землю Вятичей и Тмутараканское княжество. Всеволод осуществлял власть не только над южной, пограничной со степью территорией Левобережья, но и над Суздальским и Белозерским краями. Наконец, старший Изяслав наряду с Киевом и всей Юго-Западной Русью владел Новгородом.
Этими условиями и может быть объяснен уникальный в истории Руси феномен существования трех митрополий в столицах трех братьев-князей. Церковно-административное равенство их столиц, одинаковое подчинение общецерковному центру должно было подчеркивать их внутриполитическое равенство. Поскольку, однако, учреждение новых митрополий было прерогативой Константинополя, вероятно, церковно-политическая децентрализация Руси не противоречила его интересам. Все же активное отношение к дроблению церковной власти на Руси со стороны Византии преувеличивать нет оснований. Инициатива здесь принадлежала, вероятно, Святославу и Всеволоду. Политические условия, тяжелое внутреннее положение, церковный раскол с Римом наряду с внешним натиском со стороны печенегов и узов способствовали тому, что Константинополь вынужден был пойти на удовлетворение требования древнерусских князей, тем более, что Всеволод по браку был связан с императорским домом Константина IX Мономаха, умершего в 1055 г., Зои и Феодоры. Нужно иметь в виду также, что церковные правила разрешают разделение одной епархии и образование новых епископских (и митрополичьих) центров в том случае, когда это разделение соответствует новой политико-административной структуре страны, согласовано с верховной государственной властью и поместным собором.
Однако, разделение территории Руси между тремя братьями оказалось временным. Вокняжение Святослава в Киеве в 1073 г. и затем смерть его в 1076 г., приведшие к объединению Чернигова и Переяславля в руках Всеволода и, наконец, новое объединение всех трех частей "Русской земли" Всеволодом после смерти Изяслава в 1078 г. сделали существование трех митрополий потерявшим смысл, и Константинополь в лице патриарха Николая III Грамматика и императоров его времени вновь пошел навстречу пожеланиям Всеволода. Вероятно, митрополии были закрыты в 1080-х годах, после того, как ушли из жизни носители соответствующих титулов. Сменивший Неофита черниговский епископ Иоанн в летописных сообщениях 1088-1091 гг. уже не носит митрополичьего титула. Ефрем Переяславский именуется митрополитом в 1089 г., но упоминается среди епископов в 1091 г., правда, он занимает в этом перечне первое место, так что можно думать, что он был последним переяславским иерархом, носившим такой титул.
Загадочным является, однако, разновременность возникновения обеих митрополий, что находит выражение не только в русском свидетельстве 1072 года, но и в различной археографической традиции византийских перечней, упоминающих "Престлаву, то есть Русь" и "Маврокастрон" - в одних и тех же рукописях обе кафедры не упоминаются.
Черниговская митрополичья кафедра была, скорее всего, титулярной, то есть митрополией только по названию, так как нет сведений, что в ее подчинении находились какие-либо епископы, хотя Чернигов являлся столицей Святослава Ярославича почти 20 лет. Существование таких митрополичьих кафедр только по титулу, а не по правам и функциям, предполагает 12 правило IV вселенского Халкидонского собора и его толкования: если епископы были удостоены титула митрополита из-за их добродетели или из-за чести города, то пусть именуются митрополитами.
Как видим, загадку Черниговской митрополии XI в., в пору, когда церковная власть была тесно связана с княжеской властью и зависела от последней, есть основание решить, исходя из общей политической структуры Руси. Дальнейшие исследования могут подтвердить эти построения или внести в них коррективы.