Дак шо мне вам сказать за парламент...
Был в среду в Верховной раде. Так получилось.
Там проводилось такое офигенное мероприятие, как парламентские слушания на тему свободы слова в региональных средствах массовой информации. Пригласили, в общем. Размышлял я недолго: в парламенте не был ни разу – интересно. Ясно было изначально, что мероприятие постное будет. Ну, выборы, сами понимаете, и т. д. Хотя пресность превзошла все мои ожидания, но об этом чуть позже.
В подъезде (там подъезды есть!) №1 толпилась журналистско-редакторская братия. Ну, там, списки, проверка и все такое. Попав в само помещение и зарегистрировавшись, угадайте куда я первым делом пошел? Ну правильно, я ж нормальный человек и «Файну Юкрайну» тоже смотрю иногда. Поэтому попер я первым делом в столовую. С утра не ел ничего, да и тему свободы слова на голодный желудок, знаете ли обсуждать как-то не с руки...
Столовка. Ну что сказать, в принципе ничего особенного. Не ресторан пять звезд точно. Сказал бы так, просто хорошая столовая – на Два гуся смахивает слегка. Кстати, если кому интересно, в парламентском туалете золотых писуаров со стразами тоже обнаружено не было. На входе в столовую, слегка засмотревшись, чуть не столкнулся с Януковичем младшим. Большой, надо сказать, парень, в отца пошел. Вообще депутатов всех мастей увидел я в этот вечер в достаточном количестве. Прямо «Шустер live» какой-то. Но вернемся в столовую. Еды я набрал аж на 43 грн. 67 копеек (чек не дали, а то бы продемонстрировал). Сюда входило: свиная отбивная с гречкой, баклажанная икра, бутербродик с красной икрой, кофе с молоком и две конфеты Фереро Роше. То есть сами можете судить о дешевизне/дороговизне депутатского питания. Еда была на четыре. Кофе, думал, паскудный будет, ан нет, кофе на уровне.
Пока наминал все это, чуть в стороне от меня за столиком собралась группа депутатов, человек шесть. Из них узнал только Ивана Драча и Ивана Зайца, по-моему оба из «Нашей Украины». Глядя на них, сразу вспомнил рассказы о диссидентских разговорах полушепотом дома на кухне. Очень похоже было. Обсуждали, наверное, попытку какого-нибудь неудавшегося «політичного заколоту”.
Зашли в сессионный зал, расселись. Я сгруппировался с черниговской диаспорой: Сергеем Народенко (“Вісник Ч”), Ирой Мельник (Пресс-клуб) и Сашей Назаренко (Мена “Наше слово”). Уселся я на месте какого-то незнакомого мне депутата Шарова Ігоря Федоровича. Вживую помещение парламента кажется намного меньше, чем по телику. Зашел Томенко – слушания начались.
Собственно, описывать само мероприятие я не собирался, так как высидел на нем только два часа из четырех. Не было никакой возможности слушать этот треп. Куча супер-пупер заслуженных, орденоносных, со “стажем слава Богу...” вконец запарили меня пламенными речами и словесными красивостями, красуясь перед аудиторией и друг другом, кто завихрастее да поярче метафору запистонит. Но на некоторых выступлениях немного задержусь, учитывая уникальность произнесенного.
Первой “впечатлила” меня Нина Карпачева, уполномоченный ВР по правам человека. В своем выступлении, она возмущалась тем, что, мол, “Проводове радіо в Україні у занепаді!”. Представляете, какой бардак в стране? А то, что такого нету почти нигде в Европе, а если где и осталось, то используется в основном как система оповещения гражданской обороны, она, видимо, не знает.
Один дядя, руководитель, по-моему, днепропетровской ОДТРК предлагал законодательно обязать зажравшиеся рекламные агентства перечислять 15 процентов от прибыли на развитие телерадиопространства Украины. Нет, ну не цирк. До этого момента мне было скучно и уныло, но потом стало реально смешно.
Большинство выступавших (особенно в этом отличились одесситы) занимались поливанием помоями всяких нехороших политиков и ратовали за демократию и гласность. Но при всем при этом было совершенно очевидно, что 95% из них работают под заказ. Лицемерия было много. Многие представители коммунальных СМИ жаловались, что мол, “зарплату не платят”, “писать правду не дают”, “сократить хотят” и т. д. Так и хочется сказать, ну так чего ждете, ребята? Работы много, журналистов хороших не хватает. Особенно там, где правду пишут. Нытье и цирк... Вообще коммунальщиков было наверное больше половины из присутствующих. Все говорили про “роздержавлення комунальної преси”, но так лично мне понятно и не стало, за они или против. И что они под этим подразумевают.
Из выступавших депутатов (а от каждой фракции держали речь по одному депутату) позитивное впечатление оставил Андрей Шевченко (не путать с футболистом ☺), тот который на “пятом” новости когда-то вел, и Анна Герман Хорош был и Томенко, который собственно вел слушания и между выступлениями тонко подбарывал выступавших, несущих откровенный парафин.
Короче говоря, через два часа после начала, не вынесла душа поэта таких душевных стенаний, и со слушаний я ушел. Власть меняется, а методы по улучшению видимости работы остаются.
Мы с Народенко сошлись в одном: самое лучшее, что может сделать власть для развития средств массовой информации и утверждения свободы слова – это ничего не делать. Вообще. И не субсидировать никого. Сразу красота настанет.