Мобильная версия сайта Главная страница » Блоги » О медиа и не только » Культурный диссонанс, бл… (многа букаф)

Культурный диссонанс, бл… (многа букаф)

11 Января 2013 13:05   Просмотров: 2333
Метки:
Нравится Рейтинг поста: + 8


Посмотрел по TVi интересный эфир об украинской современной культуре. К сожалению почти не осталось на нашем ТВ передач, побуждающих к размышлениям и попытке обратной связи. Была прикольная довольно разношерстная публика: и рафинированные интеллигенты, и музыканты, и скульпторы, и блогеры, и продюссеры... Короче, винегрет. Но не суть. Я не об эфире. Попытаюсь сформулировать сам для себя свое отношение к теме «современной украинской культуры и ее развития».

Хера себе темку поднял, а?

Знаете, оно как? Когда пропишешь что-то нечеткое и невнятное на бумаге, как-то понятнее и проще самому себе становится. Так вот. Когда я на эту тему размышляю, то во мне борются либерал и традиционалист.

Либерал такой весь из себя резкий и горячий. Мол, нафиг все эти «культурные политики», протекционализм и поддержку со всемми этими чинушами из министерств и управлений культуры. Они только мешают, навязывают ложные направления, создают псевдоценности. Они создают шаблоны и убивают живое, яркое, настоящее. Ну вот а что? Что изменится, если вот так хуякс – и нет управления культуры? Что, культуры не станет? Писатели, художники музыканты – все пропадут без них? Нет, не пропадут. Дать свободу творчеству! Направлять бюджетные средства на конкурсной основе напрямую на поддержку лучших, в обход чиновничьих кабинетов. Где-то так мыслит либерал.

Но тут же рядом с ним вырастает такой уже тертый перец и говорит примерно следующее. Нельзя выпускать из рук рычаги управления культурными процессами в стране. Нельзя допустить, чтобы черти-кто навязывал всем свои, возможно даже ущербные ценности. То есть слишком велик риск субъективного фактора: несколько «больших любителей прекрасного» с большими деньгами могут создать устойчивую ложную культурную платформу, если все пустить на самотек. Вон, к примеру, что произошлос музыкальным ТВ и FM-радиостанциями? 95% - это мыло, парафин, который мы все потребляем. И есть ведь железный аргумент: стоп, но ведь народу-то нравится! Если нет общей грамотной концепции развития, видения, баланса – неизбежна деградация и опопсячивание. Поддержка нужна, и финансовая конечно прежде всего.

Я не очень люблю эти высоколобые дискуссии, самолюбование и самобичевание творческой интеллигенции. Они всегда всем недовольны и всегда чего-то ждут. Ждут восхищения и денег, ждут, когда же их «определяющая и исключительная роль» будет наконец-то понята и властями и плебсом. Много в этих разговорах грамотных, умных людей и интересных мыслей, но снобизма все равно во сто крат больше. Мне кажется, делать высокое, гениальное с простым и открытым выражением лица – вот высший пилотаж. Мне ближе по духу такие себе культурные полевые командиры. Которые занимаются простыми реальными делами и проектами, пока высоколобые все чего-то ищут и ждут. Это очень бывает непросто, но они делают, находят возможности, проводят выставки, фестивали, концерты, квартирники, литературные чтения, перформансы и т. д. Они поддерживают друг друга и кайфуют от того, что делают. И вот в чем фишка, за такими идут, к их искусству люди хотят быть сопричастны. Оно живое, настоящее, оно рядом. И что немаловажно, оно понятно людям. Они его ПРИНИМАЮТ, ВПУСКАЮТ в себя...

Есть культурные события и проекты такие, как бы правильно сказать, болезненно-рафинированные и вечно непонятые. Они, на мой взгляд, не развивают культуру, общество в целом. Они как бы созданы сами для себя. Такая небольшая консервная банка, внутри которой ее обитатели производят на свет нечто сврхценное и по-настоящему гениальное. Но производят только для круга себе подобных, сомкнув вокруг банки плотное кольцо из приподнятых бровей и снисходительно-высокомерных улыбок. Такие законсервированные сами в себе культурные очаги не создают движения в умах и сердцах в широком смысле слова. Они наслаждаются сами собой, ревно оберегая свои рафинированные микротусы от тех, кто не дорос... Единсвенная полезная цель таких сообществ по моему мнению состоит в том, что они могут родить новых гениев, которые захотят выйти за рамки этой консервной банки. Выйти и сделать что-то большое и хорошее, близкое и вызывающее одновременно!

Другими словами, мне, например, интересны открытые культурные проекты, которые способны создать широкий общественный резонанс. Потому что именно такие проекты способны по капле, по шагу менять общество, заставлять всех нас находить и переживать что-то новое. Надо понимать, в какой среде мы живем. И культурной, и финансовой, и ментальной. Есть много людей, которым реально нахер ничего вообще не надо. Их действительно много. Аншлаг, Кривое зеркало по ящику, пивдос и колбаса в холодильнике – вот собсно и все пока, что нужно. Этому есть вполне объяснимые причины, связанные с последними 20-ю годами нашей жизни. И по правде говоря, наверное так было всегда. Но есть и те, кто ищет, кто готов потреблять культурную жизнь. Выражаясь языком маркетологов, аудитория «средний плюс – высокий». Обществу нужны культурные проекты, рассчитанные на довольно широкие слои, так называемый средний класс. Но те проеты, которые эта аудитория способна воспринять. Возможно с усиленной работой мозга и сердца, но понять и прокайфовать от них. От книги. От картины. Песни или спектакля. Тогда по моему мнению будет происходить поступательное развитие и движение вперед в общей массе.

Нельзя пытаться запихнуть в аудиторию продукт, к которому она не готова. Я за плавное, поэтапное движение. Такое культурное взаимонепонимание не приносит удовольствия и радости никому: ни зрителям, ни артистам, ни их менеджерам.
- Тебе понравилось?
- Х..ня какая-то...
- Да ты, дебил, нихера не понимаешь просто! Это ж искусство!!!
Такой, классический минидиалог... Другими словами, не стоит предлагать человеку 10-летне бургундское, если он пьет Золотую амфору или Кадарку. Надо для начала предложить хороший аргентинский Мальбек или чилийский Каберне Совиньон... Это я не умничаю, просто такая илюстрация мне показалась яркой.

Есть мнение, что сначала надо народ накормить и одеть, а потом уже «грузить» культурой. Я так не считаю. Вернее, я не считаю, что такая последовательность обязательна. Самое яркое и гениальное рождается, когда хреново. Рождается снизу. И по-моему уже самое время чему-то родиться...

Добавить в: