Лубочная шароварщина

19 Декабря 2012 16:50   Просмотров: 2572
Метки:
Нравится Рейтинг поста: + 11


Я люблю фолк. Люблю во всех проявлениях и компиляциях. Причем с годами это чувство крепнет и укореняется. Из каких-то непонятных глубин выныривают песни и мелодии и торкают иногда так, что хана. Но насколько сильно я люблю аутентичную украинскую музыку, настолько я не переношу шароварщину. Ну то есть в фолке, на мой взгляд, как и в любой другой музыке тоже есть попса в худшем смысле этого слова. И ее, к сожалению, дохера.

Вот побывал на трех концертах. Хор имени Веревки – известный, заслуженный коллектив, наверное самый именитый в стране по своему профилю. Потом был наш ансамбль песни и танца «Сіверські клейноди» - концерт в честь десятилетия коллектива. Ну и вчера черниговский академический народный хор. Впечатления на самом деле очень разные. Были моменты, которые понравились в каждом коллективе. Но было много того, что повергало меня в уныние или просто бесило.

Для начала скажу, что лишний раз убедился в том, насколько много у нас талантливых музыкантов. Это правда. Я не устаю это повторять. Но то, что делает с музыкой наша «культурная политика», система всевозможных министерств/управлений/отделов культуры, чиновники всех мастей, вызывает в лучшем случае грустную улыбку, а в худшем – звериный оскал. Есть такой неплохой сайт, на который часто захаживаю, называется Рагулі . Там сообщество обстебывает все то, что нужно выжигать каленым железом из наших мозгов. Поглядите, там много любопытного. Часто так подымает настроение с утра, аж до колик. Так вот, сайт Рагулі хорошо отображает то, о чем я говорю, только в музыкальном плане и применительно к народному творчеству. Государственная система «подготовки» народных коллективов к моему бооольшому сожалению до сих пор поставляет обществу эклектику и шароварщину. Лажу, проще говоря. Система как и раньше при совке извергает из себя помпезный лубочный коктейль с гопачком, ленточками-веночками, красными сапожками и затертым репертуаром. Обязательно побольше всего яркого и блестящего, это ж, цуко, так красиво! Ясен хрен, побольше золота! Короче, все направлено на то, чтобы просто убить наповал зрителя ослепляющей красотой.

Мой приятель, глядя на танец кагбэ кубанских казаков в розовых рубахах и с розовыми лампасами на штанах, политкорректно заметил, что «эта поликультурность и полижанровость, мне кажется, здесь неуместна»... Культурный человек, епт, а хотелось же сказать по-другому! Это вот такой универсальный рецепт успеха что ли, намешать всего в кучу, чтобы уж наверняка понравилось? Зачем играть компиляции на классику в фолковом коллективе? Потому что один из музыкантов виртуозно владеет инструментом? Но к чему это? Нахрена эти типа цыгане и типа евреи? И зачем стока танцев в выступлении коллектива под названием ХОР?!

А конферанс? Я вот думал, какие слова, какое сравнение подобрать к этому конферансу? Зефир в шоколаде, облитый медом и обсыпанный сахарной пудрой. Ну как-то так. Слащаво-помпезное нечто, заставляющее про себя произнести «блеааать!». Ну кто вот их учит так говорить? Где? Кто-то же сказал, что это вот красиво, так говорить и объявлять! Даже передача по заявкам на областном телевидении местами плела задних в сравнении с тем, что я слышал.

- Почему так происходит? - спрашивает меня товарищ после концерта.
- Ну как, - говорю, - ты представь какая у них мотивация? Это же бюджетники, сидят на зарплате, поэтому важно, чтобы понравилось профильному чиновнику. Представь, скока их таскают по всевозможным смотрам, приемам делегаций, «художнім звітам», «урочистим концертам» и чиновничьим сходнякам всех мастей! Тут поневоле профдеформация наступит. Широкомордые под водочку заказывают культурную коньюнктуру... Серость и посредственность...

И чтоб никто не подумал, что я тут эдакий эстетсвующий сноб, скажу, что конечно народу все это нужно. Все это хавается, грубо говоря, нет вопросов. И зал в конце выступления хлопал стоя, что на хоре имени Веревки, что на черниговском народном хоре. И понятно, что должны быть разнопланоавые коллективы, а не то, что, скажем, нравится мне. Все люди разные, соответственно и форматы нужны разные. Но должно же быть какое-то профессиональное самолюбие у художественных руководителей. Уж кто-кто, а они-то точно знают, насколько огромен и интересен тот культурный пласт, который проходит мимо их коллективов. Они же могут разнообразить этот этно-ширпотреб действительно интересными аутентичными композициями! Сделать хотя бы сбалансированный набор песен. Чтоб и «Гей, наливайте повнії чари» было, но в то же время и что-то менее затертое и более глубокое.

Народный хор и вообще музыкальный коллектив это не только и не столько водевильно-свадебно-ярмарочный бурлеск. Это глубина, философия и древние смыслы и истории, которые нам дала эта земля. И мне кажется, задача таких коллективов не потерять это, находить, вытаскивать на поверхность, сохранять и показывать людям.

Специально не перехожу на конкретику в отношении тех коллективов, концерты которых я посетил. Я прекрасно понимаю, что изверг тут кучу говна и негативных рефлексий, но сори, накипело. На самом деле, повторю, много было хорошего. И на самом деле я получил удовольствие от каждого концерта. От каждого по своему. Они были довольно разные и по своему калибру, и жанрово. И в конце своего опуса хочу пожелать им новых творческих свершений и по-настоящему стоящих, глубоких, интересных работ. А нам всем побольше хорошей музыки и интереса к собственным корням!

Добавить в: