агасфер
сюжет всем известен.
но повторю его с точки зрения агасфера.
пятница. мимо дома одного ремесленника, имя ему агасфер, ведут осужденных на распятие.
один из них утверждал, говорят, что он божий сын и после казни воскреснет.
когда осужденные проходят мимо его дома, агасфер, любопытствуя, выходит наружу.
тот, что называет себя божьим сыном, изнемогая под тяжестью креста, просит у агасфера позволения прислониться к стене его дома, чтобы передохнуть.
далее следует примерно такой диалог:
- это ты - сын божий?
- ты сказал.
- ну так - на обратном пути и прислонишься, ладно?
- ладно. только ты меня дождись.
с тех пор агасфер и ждет второго пришествия христа, скитаясь по свету.
ведь даже в пределах коротенькой нашей жизнь мы становимся все более одинокими с годами.
что ж говорить о жизни вечной?
особенно - вынужденно вечной?
вот такая история.
к чему я вспомнил ее?
понятно, прежде всего - потому что сегодня - страстная пятница.
годовщина этой истории.
но не только.
есть еще одна причина, она еще понятнее станет, когда вспомнить, как вели себя во время казни разбойники, распинаемые вместе с христом.
один из них поносил христа, умирая сам, издевался и насмехался на тему неспособности сына божия сберечь себя от смерти.
другой же вступился за него.
мы вместе идем по дороге жизни, ведущей в смерть.
казалось бы, конечный пункт позволяет любые бесчинства в пути.
ведь - все равно умрем?
никто, как агасфер, не будет жить вечно.
но разве не очевиднее в таком случае краткость и тленность нашей жизни?
так отчего же мы на дороге к смерти не бережем каждое мгновение от мрази и грязи?
отчего мы в страстную пятницу позволяем себе забыть, что нет ни иудея, ни эллина во христе, ни хохла, ни москаля.
значит, мы - не во христе, если смеем в своих бедах обвинять целый другой народ.
словно мы говорим: они, всем народом, сумели залезть в нашу голову и за нас думать и принимать решения.
это хитрое слово - они.
помнится, мой приятель, один из основателей уна-унсо, любил демонстрировать мне риторику, основанную на слове они.
с помощью этого маленького местоимения очень легко отчуждаются огромные массы людей и пространств.
попробуйте, сидя на кухне, спросить у входящего: какая там у них погода?
что теперь они говорят народу?
куда они нас ведут?
а кто такие - они? отдает ли отчет себе тот, кто это произносит?
и когда слышишь или читаешь: нас ведут, то сразу же понимаешь, какие лукавые процессы происходят в мозгу говорящего эту фразу.
друзья, поймите: так говорить опасно.
спросите у агасфера.
апрель 2010
оставить комментарий