о дальних странствиях и о земле
писалось для столичных новостей, в них и вышло.
ах, этот перестук вагонных колес и мелькающие за окном пейзажи!
они с детства бередили душу и полнили сердце радостным предчувствием приключений!
детство, впрочем, прошло.
вагонные колеса теперь поют другие песни, особенно - колеса электрички.
последний год этого тысячелетия так для меня складывается, что раз в две недели на киевском пассажирском я вхожу в вагон электрички и пересекаю в нем два десятка зон оплаты в направлении здолбунов/шепетовка.
шесть с половиной часов в пути.
если не спать - многое увидишь.
не за окнами, театр - внутри вагона.
ну, по порядку - и начнем?
киевпасс
мокрые окна подошедшей электрички черным черны.
в воображении - наплыв: станция залита солнцем. вагон, в который входят спокойные люди, пропуская вперед и усаживая на лучшие места стариков, детей и женщин.
сачки и яркие мячи, корзинки, из них выглядывают смуглые куриные лодыжки, женщины в белых сарафанах, дети в панамках, на мужчинах - кожаные сандалии, соломенные шляпы и усы, черные, как смоль...
тем временем сопящий и матерящийся поток подхватывает мое тело, вносит его в распаренный вагон и ставит в проходе.
до фастова стою на одной ноге.
караваевы дачи
это техническая остановка, просто повод машинисту ударить по тормозам, чтобы головоруконогая субстанция - ах,ё!... - мгновенно нашла своими выступами углубления в строении окружающих тел.
в освободившийся в результате торможения объем вливается дополнительная порция жидкого человеческого мяса.
кому это казалось, что в вагоне тесно?
после кардач понимаешь, что было просторно.
караваевы дачи - боярка
послепосадочное молчание истаивает в телесном тепле пассажиров.
все понимают, что занятая территория узаконена.
гомон возникает отовсюду - и очень скоро я узнаю массу нового и интересного.
цены на всех киевских и пригородных базарах, недостатки в работе общественного транспорта столицы, тончайшие нюансы погоды прошедших дней...
биографические детали незнакомцев, прижатых ко мне судьбою-злодейкой, казусы из жизни легионов их родственников и друзей, а также - соседей и кумовьев беспрепятственно заливают по слуховым каналам мой мозг и укореняются в памяти.
мыкола и иван из ставыща! о том, как вы однажды в мае ночь напролет резались в карты с чьим-то безымянным мужем (та воно худоба!), выпили две банки самогона и съели пивгускы, мне не забыть!
я не видел рассказчицу, но ее оживленно жестикулирующие локти произвели впечатление на мою поясницу.
боярка - фастов
в вагоне невозможно пошевелиться, но непостижимым образом возникает и становится все активнее движение людей в проходе между фанерными насестами.
на остановках выходящие выдираются из вагона с акробатической ловкостью, с настойчивостью колорадских жуков.
выпадая на платформы своих полустанков, они похожи на слипшиеся финики по восемь копеек за сто граммов, их ежедневно покупал я в далеком 1970-м у вялой тети в крошечном магазинчике потребкооперации.
тем временем в вагоне начинается маркет-шоу.
люди, увешенные разнообразным товаром, движутся сквозь пассажирский пластилин с невозмутимостью опытных шахтных проходчиков.
женщина в болонье советской поры проныривает между плюшевыми бабками и предлагает уважаемым пассажирам житомирских гулливеров (не путать с костромскими лилипутами михал афанасича).
из-за ее спины высверливается юркий мужичонка и торжествующе вздымает над запотевшей коричневой плешью авоську с запотевшими стеклянными и пластиковыми бутылками.
гусиная кожа его шей пересечена ниткой, на которую нанизана таранка, на тощей груди висит кондукторская сумка, полная лоснящихся семок.
вагон вдруг вскипает массовым исходом фастовских.
их проклинают в голос пассажиры дальнего следования: занимают места, а на фастов электрички так и шастают!
фастовцы молчат, сберегая силы для боя за места в автобусах.
фастов - казатин
как мало нужно человеку!
становлюсь на вторую ногу, обхватываю пальцами кислый алюминий ручки "для держания" - и счастье!
вагон веселеет, поезд несется вскачь.
поток людей с сумками, пакетами, сетками и охапками товара становится непрерывным.
толстая замасленная женщина кормит голодных пассажиров пирожками с горохом, картошкой, капустой, рисом и яйцом, ливером, яблоками, вишней, маком...
все жуют, чавкают, запивают пивом и феерических цветов напитками из пластиковых бутылок.
пахнет чесноком и прогорклым подсолнечным маслом.
коренастый парень со шрамом на лбу поблескивает черным вороньим глазом и шпарит рекламные стишки.
у него можно купить почти все!
ножи для мясорубки, лезвия для бритвы, точильные бруски, приспособление для подъема спущенных петель на колготках, ножи, прищепки, лампочки, поплавки для удочек, предохранители для электросчетчиков...
это - неполный перечень.
он и сам не до конца знает ассортимент своей нательной лавки.
девушка, которой не видно из-под вороха треников
старуха со связками носков
парочка угрюмого вида с грудой цветов из пластмассы
печальный старик с баночкой цикория, черного, как смола.
перед казатином следует музыкальная пауза: опытный цыганский квинтет исполняет две песни, мелодично и минималистично.
в глазах у музыкантов видно: много вагонов позади, много впереди.
им дают, но так же экономно, как они поют.
вся торговая рать проходит еще раз, обратно.
наступает пауза.
в окне проплывают тонкие и изящные чугунные колонны: казатин.
казатин - бердичев
этот двадцатиминутный перегон - царство нищих всех мастей.
дети с лицами, похожими на мраморные столики в пивных.
воющая немая, теребит одежду и взвизгивает.
кстати: она исцелилась у меня на глазах.
человек ел колбасу, откусывая прямо от кольца.
она подошла к нему и внятно произнесла: дядя, дай покушать!
ошалевший дядя дает ей колбасы, а от хлеба она отказалась, вежливо, но твердо.
два конкурента встречаются у нас в вагоне.
один просит подаяние жалобно и со слезой.
другой же являет собою что-то вроде античного пана и требует денег на опохмелку.
когда первый видит второго, с ним происходит метаморфоза.
из страдальца он превращается в обвинителя и гонителя.
горячую и сбивчивую речь заканчивает он пек-шотом "геть москалив!"
(пьянчужка с хохотком рассказывал, что он "калужскай".)
пока скромник переводит дух, калужанин неожиданно предлагает ему: чё ругаешься? давай лучше пойдем выпьем.
вагон смеется и вознаграждает пьяного пана мелочишкой.
фарисей посрамлен, но подхвачен и уведен своим победителем.
бердичев - понинка
дальняя дорога исчерпывает интерес путника.
за бердичевым тянутся места, где память покрывается темными пятнами тяжелого дорожного сна, от которого кривится шея и терпнет рот.
в это состояние впадают все в вагоне.
тяжелые руки, расслабленные колени, груди, затылки валко раскачиваются в такт трескучей дроби колес.
для меня в каждой поездке повторяется одно и то же: я едва не пропускаю свою станцию и выскакиваю на узкую платформу понинки в самый последний момент.
вырванное из сонного оцепенения сознание смутно фиксирует свист закрываемых дверей, нарастание и убывание воя и грохота.
я рывком вскакиваю в реальность.
вокруг - тишина.
до горизонта тянется пастбище.
кое-где лежат густые предвечерние тени.
на переезде поднимаются шлагбаумы.
красный автобус, переваливаясь с боку на бок, увозит своих пассажиров, лица их желты от закатного солнца.
неподалеку от меня застыли два мальчика в трусах и грязных майках.
у их ног сидит рыжая собака.
все трое неотрывно смотрят вслед исчезнувшей электричке.
глаза собаки горят жаждой дальних странствий.
и я внезапно думаю: вот бы сюда сейчас ярослава сухомлина!
но это невозможно, мы познакомимся с ним только через десять лет.