двести лет николаю василичу!
обе страны выпустили проекты, посвященные этой дате. тарасов бульб – не счесть, от моноспектакля в москве, до гладиаторских боев на хортице.
ну, ничего удивительного. в дату всяк посвятит юбиляру хоть строчку, хоть веночек поднесет…
как утверждала пресса, первая в россии инсценизация тараса бульбы была сделана в питере, в 2000-м году. спектакль поставил в театре балтийский дом киевский режиссер андрей жолдак. с собою на постановку андрей привез нас с сашей билозубом, драматурга и художника.
спектакль делался жесткий, о войне, воинах и человеческом мясе, которым война питается. было много открытий, фишек в спектакле. зрители сидели в одиночных дощатых клетках и смотрели спектакль через широкие щели между досками.
актеры совершают много физических действий, что послужило причиной исчезновения текстов. персонажи кричат, мычат, воют, стонут, но не произносят ни одного слова. причина проста: в условиях тотальной физической правды никто из актеров труппы, прекрасной труппы, не смог произносить тексты на том же энергетическом уровне.
спектакль стал балетом без слов.
премьера вызвала много споров в театральных кругах, много неприятия. даже весьма информированные люди не различают литературу и театральное искусство. а законы существования у них разные.
вот, собственно, и все, что хотел рассказать. спектакль делали три месяца. сколько было этюдов, как мы наигрались с актерами в околосюжетном пространстве! после внутреннего показа состоялся театральный худсовет, на котором актерские старейшины, никто из которых не был приглашен в постановку, отчитали нас, как мальчишек.
в репертуаре театра спектакль, как ни странно, (сложен в монтаже и обслуживании) продержался три года.