ГОРОД
забавно выходит иногда…
главная захлестнута волною текстов, посвященных авторами их чернигову, читаю, и разные мысли приходят по этому поводу.
но молчу, ведь мой черниговский век покуда короток – живу здесь с 2008 года всего.
оно, конечно, здесь подрос ванька и окончательно выбрал музыку своею судьбою. жена моя, как ни странно, останется теперь черниговчанкой аж до страшного суда.
и все же думал молчать. но неугомонная иванна вдруг навела мосточек между черниговом и винницей, где я родился и вырос.
и пошел я по мосточку.
панорама винницы. южный буг с островом фестивальным (теперь его именуют кемпой)
винница – достаточно старый городок в излучине южного буга, на моей памяти отметивший свое 600-летие. кто основал, какие народы населяли, кто правил – неважно, вопрос доверия к разных людей вракам.
этот проспект, словно мечом, разрубает город пополам, переходя через мост с берега на берег
маме своей я верю. и папе. они рассказывали мне, что в их время, в 40-х – 50-х, вплоть до 60-х, с которых уже и я мог вести наблюдения, винница была городом с еврейско-польским населением, в еврейских и польских семьях было принято нанимать бедных украинцев в услужение.
улица ленина (не знаю, как сегодня переименована) это тот же проспект, только уже на правом берегу южного буга
не нужно сейчас вскидываться о казаках, гонте, славе и прочем. я ведь описываю конкретные промежутки времени – два десятилетия до моего рождения и два десятилетия моего пребывания в городе.
здание синагоги лифшица
итак, польско-еврейское панство и украинское холопство. к моему времени добавились два серьезных притока новых винничан, они привели к изменению ситуации. первый – офицеры многочисленных частей, дислоцированных вокруг винницы во множестве. в основном, русские.
мой папа, кстати, сын офицера-летчика, погибшего перед войной в испытательном полете. памятная плита его экипажу установлена в городском мемориале славы. устанавливала отцовская бригада каменотесов, под его руководством. это было давно, еще в союзе, когда он был полон сил и радости жизни.
тот самый мемориал, для меня - память об отце и деде.
папина семья, трое детей и вдова летчика, его мать, наша баба шура, из-за неразберихи в войну и оккупацию, а также и особенно - после освобождения винницы войсками 1-го украинского фронта, вышла из военного сословия. вспомнили о ней, когда бабы шуры уже не было, троих детей она вырастила сама. было горько и печально, когда к ним в дом пришли люди из военкомата с предложением помощи...
в этом судьбы папы и мамы похожи, мама, дочь боевого офицера, погибшего в берлине в ночь на 9 мая 1945 года, провела детство в полуголодном состоянии.
военные в виннице были кастой, отдельный транспорт, режимная жизнь. в нашей школе дети военных были видны сразу.
другой мощный поток людей – жители окрестных деревень. город расширялся, в нем росли существующие и появлялись новые предприятия. нужны были рабочие руки, в цеха и на стойки жилья для рабочих.
в городе работали такие заводы, как подшипниковый, тракторных агрегатов, химический комбинат. были старые номерные заводы, вроде «45-го», возводились радиогиганты, два огромных завода для выпуска блоков управления всяческими ракетами (точнее не знали даже работники)
винницкая телевышка, долго была в мировом и европейском топе высочайших.
на моей памяти винница увеличилась едва ли не вдвое, учитывая, что старый город был застроен одно- и двухэтажными домами, а три новых микрорайона уставлялись пятиэтажками, а позже – девятиэтажными домами.
слева виднеется хрущевка, за ней - мой родной дом. правее, за памятником находилась когда-то наша хоккейная коробка (ныне снесена)
винница всегда была чистеньким, уютненьким городком, жители которого, невзирая на любые взаимоотношения, на людях прямо-таки светились доброжелательством и радушием. я склонен полагать – из личного опыта и по собственным наблюдениям – эту черту «европейской», если точнее – польской, присущей польскому менталитету. и всегда ненавидел это лицемерие всей душой. (львову привет!)
выбудете смеяться - в виннице тоже есть музей коцюбинского. дом-музей.
а также - над южным бугом, у самой воды, лежит огромный гранитный валун, на котором выбит текст, я им никогда не интересовался. согласно версии историков винничины, коцюбинский частенько сиживал на этом камне и писал.
помнится, музыкальный фонтан - не порошенковский в южном буге, а еще советский, в парке культуры - в виннице был открыт в 80-е годы.
по вечерам, три или четыре раза в неделю, из репродукторов-колоколов гремела музыка, а фонтан переливался цветом ей в такт.
вход в центральный парк культуры соорудили в 60-е годы, этот вход был сделан из железобетона, тонкого, опирающегося на четыре точки, изящного и легкого, словно парящее покрывало.
ну, вроде того сооружения, что венчает вход на центральный рынок чернигова)
вова крюгер пишет о хоккее. все правильно! и у нас, в моем детстве, был каток в каждом дворе, при каждой школе. я играл в хоккей с тех пор, как стал на ноги)) отец был хоккеистом, в семье был культ хоккея, футбола, плавания… и – точно, главная наша мечта была именно об искусственном катке.
и она тоже не исполнилась…
думаю, комфортность современной винницы обусловлена в равной степени двумя факторами. есть мэр, понимающий, что порядок в городе – его политический капитал. и есть жители, заточенные под жизнь в чистеньком городке, поддерживающие чистоту, каждый в своем персональном пространстве.
мэру в этой ситуации не нужно надрываться на фронте подметания, можно сосредоточиться на вопросах покрупнее. например, на обеспечении города бэушными, но милыми трамваями из швецарии, с дверями, открытие которых нужно заказывать нажатием кнопки как изнутри, так и снаружи. кроме того, экономичный режим работы дверей закрывает их автоматически через 20 секунд после снятия нагрузки с подножки.
трамвай из швейцарии
в чернигове же существует какая-то прямо индустрия замусоривания окружающего. я ведь не просто написал об уборке мусора в одном из постов. я действительно периодически делаю это, по мере возможности (время и силы).
была неделя, когда получилось через день проходить по боевой и далее – вдоль берега стрижня в еловщине, мимо лавочек на берегу. я понял, что серут там ежевечерне. также понятно, что мусорят те, кто ходит туда пить пиво. и вот, все вместе – производители пэт-бутылок, упаковок чипсов и рыбы, сигарет и пива, ну и молодой человеческой поросли – вносят свою лепту в замусоривание таких прекрасных мест.
продолжаю партизанские вылазки. и буду продолжать. но понятно, что этот порок можно одолеть лишь всем сообща. это вопрос воспитания. в семье, в дружеских кругах, в образовательных заведениях, в медиа…
впрочем, оставим в покое далекую винницу и мусорящих в чернигове подростков. ведь желание, чтобы было чисто, не является мечтой. это зона работ для каждого, кто этого желает. простите, но не в чистоте счастье)
мечта – это чернигов.
просто раньше я этого не знал. в 2008 году я приехал сюда, 10 июля. через три дня по приезду я понял, что это мой город.
не родина. именно мой город.
я здесь иначе живу, иначе дышу, иначе пишу, чем где бы то ни было.
то есть, вот мысль: чернигов, с разнообразными и сложными составляющими шлейфом его истории, с мощным излучением силы, которое бьет отовсюду, с его дивной рекой, с его потрясающим географическим положением… можно продолжать бесконечно… это и есть моя мечта.
и вот что хочу добавить, со всей уверенностью. чернигов, в отличие от винницы, был древней столицей большой и сильной страны. и он помнит это.
он недосягаем, он и есть развернутая в пространстве и времени мечта. и потому здесь у меня есть силы и желание заниматься разными, блин, мелочами, чтобы беречь свою мечту.
но это уже другая история.
с первого дня писал о городе отдельные тексты, часть вошла в книгу, посвященную ему .
ну, все.
сентябрь 2013