письма сыну. четвертое. гоголь
здравствуй, вань.
поговорим о гоголе, николай василиче.
не хотелось бы, подобно розанову, устраивать сравнительные испытания между гоголем и пушкиным.
потому - лучше отдельно поговорим. и начнем с финала. каждый знает, что николай василич уничтожил большую частьсвоих сочинений.
но странным образом не особенно охотно разговаривают о том, почему.
мало того, всякие обидняки о гоголе-извращенце культивируют. подгоняют гоголя в свои ряды, бесы.
давай по порядку..
гоголь назвал во второй половине жизни своей все свои сатирические произведения греховными и постыдными.
с этим нехотя - да согласишься.
безумно талантливый, николай васильевич гоголь изображает всех своих персонажей в мертвом застывшем состоянии.
его знаменитые описания природы все абстрактны и не движутся душевно. в них нет индивидуальных деталей, которые одни создают жизнь. ибо жизнь проявляется в ничтожных мелочах.
то же относится и к портретам людей. они у гоголя либо гиперболизированы до космических масштабов, либо раздуто в человеке ухо.... глаз... нос) или предмет его одежды, который характеризует его основной ущерб, из-за которого данный персонаж вообще приглашен в произведение.
каждый персонаж воплощает в себе одну основную черту, выбранную для него автором, а более и ничего.
конечно, такие персонажи не совместимы с жизнью, однако, гений гоголя как раз и дает им ощущаться живыми при полной мертвечине и неподвижности. это вопрос общей композиции, это вопрос соблазнительной легкости так трактовать действительность, получать всегда конкретную, значащую картинку там, где, по правде, остановиться бы в недоумении и глубоко задуматься.
давно подмечено, что гоголь - един в своем роде в русской литературе. только он один делал внешние и неподвижные портреты персонажей, без малейшего интереса к их внутреннему миру.
все остальные, кои не являлися его эпигонами - напротив, страшно рвались исследовать и живописать именно внутренний мир человека. практически - все значимые русские писатели 19-го века.
и только гоголь с невероятным искусством наваял неживых статуй, а после - уничтожил себя самого, как художника, множившего нежить на страницах русских книг.
вот такая грустная картина.
не потому ли и повесть тарас бульба столь фантастична? а между тем, некоторые ревнители пытаются подводить ее, как фундамент. но - под что?
одного хочется не забыть написать здесь. до земли поклониться подлинному гению, николаю васильевичу гоголю, русскому художнику, осознавшему, откуда его гений. понявшему, что не сверху его чудеса.
и уничтожившему свой гений и свою жизнь, и глядящему на нас сейчас, я верю, с небес...
кто еще мог бы так?
вечная память.
ноябрь 2011
зы. список литературы найдешь в почте.