социальное... слишком социальное
кто будет спорить, для живущего в стаде задачи ближнего боя за лучшее место - приоритетны. по умолчанию. их успешное решение прямо влияет на ресурсность и комфорт будней отдельной особи.
но то в стаде. человеческая общность дает индивидууму возможность развиваться. да что там индивидууму – щедрая среда обитания людей целым слоям зараз дает возможность для апдейта стратегического и тактического индивидуально-группового аппарата.
или вон, евиным дочерям дала выйти из четырех к на публику. что ни говори, а это так.
ну дак – беречь надо среду, что дает развиваться. беречь, как дом родной, в котором, как известно, стены помогают.
но что значит – беречь сообщество… социум?
во-первых, старательно его изучать. он ведь тоже… того, на месте не стоит. меняется из века в век. точно соответствует общественным отношениям его способность развивать индивидов и поддерживать их социальную вменяемость.
иногда фазы социума опережают общее развитие, иногда – запаздывают. и в том, и в другом случае образуются лишние люди. вот, именно их наличие – верная примета края исторического этапа. мало того, если образуются лишние люди в виде грабителей и убийц, то это значит, что развитие социума не успевает. отношения изменились, а участвующих в них недостаточно. но те, кто идет грабить и убивать, не могут и не хотят поддерживать наступившие отношения. и – все больше взрослые они люди, сложившиеся. они простоты ищут, от сложности уходят.
теперь – другой край. лишние люди, чаще молодые, наивно лезут во всевозможные сложности, ломают дров немало, несребролюбивы, в основном, а также – начинают думать о сохранении социума. о законах его развития, укрепления, благотворного влияния на людей, его составляющих.
это значит, что край нового этапа ссунулся из вечности, подхватывая эстафету.
ну, об этом далее – у сергея ервандовича посмотрите и послушаете, буде на то у вас здравый смысл.
у меня же есть один текст.
он написан из нашего времени. использованы реалии, сравнения и обстоятельства времени давно ушедшего.
а цель текста этого – будущее. в смысле, чтобы оно было у нас.
ведь сегодня столь многие живут стадной повадкой, на первом месте имея свои индивидуальные интересы. а ведь социум-то наш – хворает. редеет, в первую очередь. мы же все понимаем, что социум – не дома и казна.
социум – это мы.
и потому женщина, которая говорит о том, что у нее не будет детей, может сказать это лишь с горечью и сожалением, после многих попыток все же иметь детей.
и даже в случае невозможности родить самой, нормальная женщина, а точнее – семья, (не будем поддерживать бесовский дискурс разделяющий) живущая в социуме, принимает на себя добровольную обязанность взятьсирот на воспитание.
и это означает лишь одно: эта семья понимает, что среду обитания нужно беречь и восполнять.
впрочем, хватит о рождении. господь мудр, ему знать, у кого отнять желание иметь потомство – и обратить в ничто сухую ветку этого рода, дабы не запакостить весь народ.
остается лишь пожелать самим себе, чтобы одумались те, кто перестал жить социально, кто воображает, что за пределами их личного комфорта они не должны трудиться, жертвовать своими маленькими хотениями ради того, чтобы было будущее у общего источника, поля, колыбели по имени народ.
и да прейдут естественным порядком в прах неодумавшиеся.
мы
много было народов на свете, большая очередь просителей у отца небесного. каждый народ просил себе счастливой доли, щедрой земли, богатства и покоя. и дадено было многим отцом небесным по просьбе их.
где же были наши предки, какое место в очереди занимали они, когда до них дошла очередь, если наша земля вышла вот такой, какая она есть? о чем просили они? были ли они полны необычных желаний?
а может, это мы глупы и не понимаем плана наших праотцов, который они сложили на века вперед?
или у них с отцом небесным был свой, особый уговор?
не одну сотню лет задумываемся мы над этими вопросами. ведь земля наша, которую, как и всем народам, дал небесный отец по просьбе наших первопредков, - она непохожа на другие земли, народы которых счастливы и покойны.
наша земля, кормилица и защитница, она составлена из бездны разного, положенного на тарелку великой степи, словно это угощение для нежданного гостя, словно все собрались на пир, и уселись, и пируют, - как вдруг заявляется дальний родственник, который, конечно тоже имеет право быть здесь, но его ведь уже и не ждали.
пирующие откидывают на тарелку по куску из своих тарелок, каждый понемногу... и вот, странная картина образуется: тот, что поздно пришел, кому собирали угощение по крохам, сидит перед тарелкой, на которой есть все, чего может душа пожелать, любое угощение из того, что на столе. и до многого из того, что у него в тарелке, никогда не сможет дотянуться рука тех, кто сидит здесь давно и важно.
так и у нас: все есть на нашей земле, все земные, небесные, поднебесные и водные удивления. и у многих от зависти слезятся глаза и руки тянутся к этой тарелке.
наши горы покрыты плодородной землей, с них стекают реки, полные целебной воды, а леса на склонах красивы и прекрасны, под рукой мастера дерево из этих лесов превращается в то, чего душа пожелает. превосходная козья и овечья шерсть под водопадами становится белее самого белого, самого первого снега, а мясо овец и коз, их молоко и брынза из этого молока, нежны и небесно вкусны.
льняное рядно, вытканное в горах, мы покрываем узорами, тайну начертания которых наши первопредки получили от самого отца небесного, в этих узорах сокрыты все тайны наши и тайны земли нашей, в них сокрыты пророчества о будущем и воспоминания о детстве мира.
словно огромные дворовые псы, наши горы лежат на заходе и на полудне нашей земли и охраняют ее с захода и с полудня.
наши леса, вместе с болотами в палеси или на холмах боковины, надежно укрывают такие тайны, которым не суждено быть раскрытыми до самого конца мира.
это тайны мира, они ворочаются в трясинах и под ненадежными коврами из мхов, колышущимися под самыми осторожными шагами. о них бурчат глубины черных ледяных в самый знойный полдень торфяных озер, и пузыри лопаются на их вязкой поверхности.
вечно молчаливые и хмурые, наши леса щедро одаривают нас грибами и ягодами, дичью и плодами деревьев. наши леса дают нам тепло морозной зимой и крышу над головой.
для чужих наши леса непроходимы, с захода и полуночи лежат они, всех впуская в себя - и наружу не выходит никто.
так они охраняют нашу землю с захода и полуночи.
тысячи рек течет в нашей земле. они полноводны, их вода питает наши посевы, и огороды наливаются плодами благодаря нашим рекам.
они полны рыбы, которая радует тело и душу, благодаря которой мы делаем наше удивительное оружие, наши луки, силе и меткости которых завидуют народы на заходе и на восходе, на полуночи и на полудне.
летом реки - наша защита от солнечного зноя, а зимой – короткий путь.
они текут повсюду и во все стороны, они - наши дороги, радостно несущие на своей спине наши човны и чайки.
но для чужих човнов - у них приготовлена смерть и неудача, мели, притопленные бревна и непостоянные глубины.
реки обороняют нашу землю внутри.
с полудня нашу землю омывает море. это очень большая и соленая вода. она богата и полезна, возле моря силы втрое скорее возвращаются к людям и животным.
море полно рыбы и диковин, в его пенном прибое мы находим чужие тайны, которые море похищает в далеких краях и прибивает к нашему берегу.
море носит на своей спине большие корабли, но оно - не дорога, оно - тысяча дорог. в нем, словно сказочный замок, возвышается таврида, почти откушенная жидкими солеными челюстями. но переход все же сохранился, полуостров не стал островом. таврида - это маленькая копия всей нашей земли, только на полуденный манер, со всеми изысками и усладами тепла, солнца и природной щедрости.
и все же - тарелка степи, с горами, лесом, соляными озерами, целебными источниками, уникальными растениями...
таврида, наш маяк на полуденной оконечности великой земли.
когда к нам приближаются чужие корабли с недобрыми помыслами, оно темнеет и покрывается огромными волнами и клочьями пены. так оно старается защитить нас от вторжения.
оно охраняет нашу землю с полудня.
все эти кусочки выложены на громадную тарелку великой степи, которая на самом деле и есть главное наше достояние, главный дар, зеница нашего ока, то, что ни при каких раскладах судьбы не должны мы проиграть, - но передать нашим детям, и внукам, и правнукам.
но как же так вышло, о вы, соседи справа и слева, свреху и снизу, как вышло, что наша великая степь, где посреди буйства разнотравья, разноптичья и всякого зверья - только мысли о свободе и величии должны приходить в голову, где нам бы с вами брататься и пировать во славу небесного отца ныне и присно и во веки веков - точится кровь, и притеснения, и глаза ваши завидущие не дают заснуть в покое ни нам, ни нашим детям, ни нашим псам сторожевым?
почему вы катитесь по нашей голой степи за ордою орда, чего не хватает вам на ваших сочных нивах, в ваших буйных садах и лесах, отчего вас не радуют ваши моря и реки, что так плохо с вашими землями, что вам намазанной медом кажется наша скромная, нарезанная из кусочков и намазанная на степь родина?
ведь мы пришли в этот мир беззаботными гуляками, лежебоками и певунами. шаг за шагом овладевали мы мирными умениями, надеясь, что с их помощью мы украсим наш скромный мир и нам еще веселее и спокойнее будет пить нашу чару с друзьями и распевать песни, которых во множестве наплодила наша нежная и сентиментальная душа.
ведь сердце нашего народа тянется к мирному труду. вырастить во славу небесного отца колос, да откормить овечий бок, да отыскать румяную ягоду или крепкий боровик, в полдень напиться всласть из журчавого ключа горстью водички со вкусом весеннего неба - вот и все, больше ничего нам не надобно.
но нет. вы не дали нам наслаждаться миром. вы приходите к нам с войной, все, волна за волной. вы верхом, с железом, идете и тщитесь забрать то, что еще не созрело, не отъелось, не найдено и не сорвано!
но ведь это не вам небесный отец дал под руку эту землю!
это наша земля, здесь схоронены кости всех наших предков, здесь за дальними перекатами стоят одной ногой в човне на порогах наши набольшие, те, кто вел и вечно будет вести нас и оберегать. и не вам, дорогие соседи, погасить наше солнце.
вы не дали нам вкусить ни свободы, ни покоя, ни мира. что ж. вы принесли нам свой урок - и мы его выучили. вы стали грабить и жечь наши поселения - и мы научились вначале укреплять их, строить высокие стены из бревен и камней, и окружать их глубокими рвами с водой на дне и острыми кольями, которые всегда рады были принять на себя кое-кого из незваных гостей.
мы научились запасать в наших поселениях воду и провиант, пока вы осаждали их, мы сидели в осаде, ели болтушку и пели песни. мы научились не жалеть на головы атакующих горячую смолу и горячее масло, мы используем смесь льняного, орехового и деревянного масла, мы перекаливаем эту смесь на огне - и когда льем ее вам на голову со стены, то воздух стонет и пылает, так хороша эта смесь.
мы научились прятать все, что представляет для нас ценность - и влечет и манит ваши завидущие орды. мы прячем наше майно под землей, на деревьях, в чащах, на вершинах гор, под водой, там, где вам вовек не найти то, что наше. мы окружаем наши тайники и клады ловушками, капканами. силками, ловчими ямами с кольями на дне. наш слух ласкает треск ваших костей, ваши вопли из ям, ваши стоны и бульканье, когда вас засасывает жадная трясина.
мы, весь народ, от мала до велика, научились делать такие луки и стрелы, с которыми не сравнятся никакие ваши. наши стрелы летят дальше, наши внуки целят точнее, наши лучники умеют пробить ваш панцыр и пригвоздить к земле и всадника, и коня.
наши старухи носят за поясом телепни, которыми любая их них справляется с любым из вас.
наши младенцы делают себе рогатки, а потом сносят с коня всадников, вышибая глаз с одного камня.
наши кузнецы умеют ковать хладный полад, за этим секретом отправлялся не один прознавала за итиль, не один десяток лет пропадали воин за воином, но теперь любой кузнец, в самом захудалом залесском поселении за два дня выкует клинок, который будет разносить ваши клинки на куски и резать доспех вместе с вашими ребрами, словно это смалец на солнце.
на нашей стороне - вся наша земля, дороги воюют с вами, реки воюют с вами, леса и горы воюют с вами, степь вас водит, звери вас раздирают, птицы вас выслеживают, ваши кони проваливаются в байбачьи норы и ломают ноги - а вы все думаете, что это случай?
и мы не скажем вам спасибо в конце, когда сгоним всех захватчиков на один обрыв над прибрежными камнями и надвинемся кольями - и сбросим вас вниз.
не станем благодарить вас за то, что вы из нашей земли, нашего рая, сделали кипящий котел воинской доблести, что вы заставили каждого из нас проявить мужество, волю и смекалку.
ибо это наша земля вдохнула в нас силу, это наши дети делали из нас героев, это наши предки, пристально глядя на нас, не позволили нам спасовать.
а вы здесь ни при чем. ваше дело - удобрить нашу землю для будущих поколений наших.
октябрь 2011