Балканы, Балканы, болят мои раны…
Уже который год популярность балканской, цыганской и еврейской музыки растет и крепнет. Этно-дискотеки, вечерины под общей вывеской «Балканизация» (успешно примененный политологический термин – «Балканизация (по имени Балканского полуострова) — политический и этнокультурный феномен непрекращающегося дробления некогда единой области вследствие углубления противоречий, языковых, этнических, религиозных, географических и экономических…»).
Популярности способствует многое. И само понятие балканизации – антоним глобализации, и близость этих ритмов, простых и сложных одновременно, и безумно позитивный Эмир Кустурица, и элегантный Горан Брегович. И наши земляки – киевлянин Жека Гудзь (Gogol Bordello) и Shantel – хлопец с Буковины, англичанин с одесскими корнями Rootsman и развеселая саундсистема «Russendisko», состоящая из двух берлинских харьковчан… И дудящие в свои дудки «Fanfare Ciocarlia», и пронизанные вековой еврейской мудростью взвизгивания кларнета Amsterdam Klezmer Band и многих других клезмер-составов, а каков Бобан Маркович!..
И скрипки - цыганские и еврейские, украинские и румынские, венгерские и французские, сербские и македонские…
Эх-х-х, да что говорить! ЦЫГАНЩИНА!! Наконец-то это слово приобрело позитивное наполнение! А то ведь было ругательным, усилиями идеологически правильных совковых культур-шмультур деятелей. Помните «Ширли-Мырли» и спор Гаркалина с Гаркалиным кто больше сделал для того, чтобы музыку - высокое искусство – свести до банального «тыц-тыц, гоп-гоп»? Один Гаркалин говорил, что евреи со своим «Семь Сорок», а другой Гаркалин возражал, что это как раз цыгане все опошлили. А на самом-то деле и те и другие играли то, что слушали. И кто? Да мы – братья славяне! Жестокий цыганский романс и веселый еврейский танец, цыганские зажигательные пляски и тягучие еврейские песни да-а-авно уже сплелись в наших сердцах. А когда к этому добавились еще и балканские дудки – трубы и тромбоны, тубы и валторны, румынские, болгарские, венгерские… И все это удивительно органично сплетается с регги, ска и дабом – ямайской народной традицией и с неминуемым хип-хопом.
И получается рвущий крышу сплав, имя которому: балкан! Балкан-бит, балкан-брасс, клезмер, джипси – все это по сути веселый и в первую очередь танцевальный музон, под который хочешь- не хочешь, а начинаешь притоптывать. А уж сплясать под это и учиться не нужно – все в крови, все свое, родное… А вот попробуйте, кто усидит спокойно?
На прошлогоднем этно-фесте «Країна Мрій» хедлайнерами, кроме Срипки, конечно, были три цыганских коллектива – КЭЛ из Белграда, Джипси Че Зет из Праги, чей ролик я притулил выше, и Караван Фамилия из Будапешта – и это показательно. Кстати порвали всех в клочччя, что неудивительно с такой энергетикой.
Джинджи-ринджи! Бубамара цыкнийэ, жужийе, хайдэ мори хой ромэса…
Популярности способствует многое. И само понятие балканизации – антоним глобализации, и близость этих ритмов, простых и сложных одновременно, и безумно позитивный Эмир Кустурица, и элегантный Горан Брегович. И наши земляки – киевлянин Жека Гудзь (Gogol Bordello) и Shantel – хлопец с Буковины, англичанин с одесскими корнями Rootsman и развеселая саундсистема «Russendisko», состоящая из двух берлинских харьковчан… И дудящие в свои дудки «Fanfare Ciocarlia», и пронизанные вековой еврейской мудростью взвизгивания кларнета Amsterdam Klezmer Band и многих других клезмер-составов, а каков Бобан Маркович!..
И скрипки - цыганские и еврейские, украинские и румынские, венгерские и французские, сербские и македонские…
Эх-х-х, да что говорить! ЦЫГАНЩИНА!! Наконец-то это слово приобрело позитивное наполнение! А то ведь было ругательным, усилиями идеологически правильных совковых культур-шмультур деятелей. Помните «Ширли-Мырли» и спор Гаркалина с Гаркалиным кто больше сделал для того, чтобы музыку - высокое искусство – свести до банального «тыц-тыц, гоп-гоп»? Один Гаркалин говорил, что евреи со своим «Семь Сорок», а другой Гаркалин возражал, что это как раз цыгане все опошлили. А на самом-то деле и те и другие играли то, что слушали. И кто? Да мы – братья славяне! Жестокий цыганский романс и веселый еврейский танец, цыганские зажигательные пляски и тягучие еврейские песни да-а-авно уже сплелись в наших сердцах. А когда к этому добавились еще и балканские дудки – трубы и тромбоны, тубы и валторны, румынские, болгарские, венгерские… И все это удивительно органично сплетается с регги, ска и дабом – ямайской народной традицией и с неминуемым хип-хопом.
И получается рвущий крышу сплав, имя которому: балкан! Балкан-бит, балкан-брасс, клезмер, джипси – все это по сути веселый и в первую очередь танцевальный музон, под который хочешь- не хочешь, а начинаешь притоптывать. А уж сплясать под это и учиться не нужно – все в крови, все свое, родное… А вот попробуйте, кто усидит спокойно?
На прошлогоднем этно-фесте «Країна Мрій» хедлайнерами, кроме Срипки, конечно, были три цыганских коллектива – КЭЛ из Белграда, Джипси Че Зет из Праги, чей ролик я притулил выше, и Караван Фамилия из Будапешта – и это показательно. Кстати порвали всех в клочччя, что неудивительно с такой энергетикой.
Джинджи-ринджи! Бубамара цыкнийэ, жужийе, хайдэ мори хой ромэса…