Шарм Египта. Часть вторая
В первой части нашего материала мы пришли к выводу, что зимой в Египте можно прекрасно загореть и покупаться, а все недостатки ковидного сезона: лишние затраты на ПЦР-тестирование, необходимость ношения масок в аэропорту и напитки из разовой посуды -- перекрываются преимуществами: меньшей загруженностью отелей и скидками цен на отдых.
Во второй части предлагаю поговорить об исторических причинах, мягко говоря, непростых отношений между египтянами и израильтянами, достопримечательностях Шарм-эль-Шейха и экскурсионных программах.
А вы хотели бы жить в Египте?
Отдыхать в Египте замечательно, а вот жить постоянно – не очень. Около 96 % территории страны занимают пустыни. И это первое, на что обращаешь внимание при первом знакомстве с Египтом на этапе полета в Шарм-эль-Шейх.
При подлете к аэропорту, обращает на себя внимание архитектура городских кварталов, отличительной особенностью которой является малоэтажность застройки, что объясняется сейсмичностью района.
Израильский след истории Шарм-эль-Шейха
Мало кто в курсе, что воздушные ворота египетского курорта – международный аэропорт – это первый израильский след в истории Шарма, был создан не египтянами, а евреями и первоначально использовался как база ВВС Израиля.
Пользуясь случаем, отмечу, что аэропорт уютный, а вот туалеты, мягко говоря, нуждаются в реновации.
[caption id="attachment_86074" align="alignnone" width="719"] На фото: Sharm el-Sheikh International Airport[/caption]
Поскольку наш отель Sentido reef oasis resort располагался в районе Хадаба, то при подъезде к нему обращают на себя внимание постройки, сооруженные опять-таки евреями, захватившими Синайский полуостров в ходе шестидневной войны с 5 по 10 июня 1967 года. На дома, построенные евреями, обычно обращают внимание гиды туристических автобусов.
[caption id="attachment_86075" align="alignnone" width="720"] На фото: здание полиции на въезде в район Хадаба[/caption]
Ну и еще одним эхом арабо-израильского конфликта являются фортикационные сооружения (окопы и бетонные доты) в районе морского порта, который находится в гавани у подножья огромной скалы, в километре от главного въезда в Шарм и в нескольких километрах от Старого города
[caption id="attachment_86076" align="alignnone" width="720"] На фото: бетонные доты[/caption][caption id="attachment_86077" align="alignnone" ] На фото: главный въезд в Шарм-эль-Шейх[/caption]
После шестидневной войны 1967 года, последовала "война Судного дня" в октябре 1973 года, а проблески мира стали проглядываться только в конце 70-х годов XX века после подписания Кэмп-Дэвидских соглашений и Египетско-израильского мирного договора. Де факто синайский полуостров вернулся под контроль Египта только в 1982 году, причем египтяне считают, что они его отвоевали, хотя де-факто израильтяне его вернули добровольно.
Не сложно догадаться, что и сегодня отношения между Египтом и Израилем, мягко говоря, непростые. Так что "трясти пейсами" в Шарме категорически не рекомендуется, ибо местное население вас не поймет.
Именно с окончания оккупации и начинается неспешная трансформация поселка Офира в современный город и популярный курорт, однако еще в 1996 году в городе проживало немногим более 4 тысяч человек, тогда как сейчас численность населения увеличилась на порядок.
Политическая ситуация в Египте: всё сложно
Социально-политическая ситуация в Египте и без того достаточно непростая, а 23 июля 2005 года по сфере туризма в Шарм-эль-Шейхе был нанесен жестокий удар: в результате трех взрывов, совершенных боевиками исламистской группы, были убиты 88 человек.
Десять лет назад в Египте произошла революция, положившая конец 30-ти летней диктатуре клана Хосни Мубарака, однако и деятельностью нынешнего политического руководства страны простые граждане, мягко говоря, недовольны.
Почему в Шарме мало "руссо-туристо"?
Отели Шарма можно сказать заточены под массовый прием руссо-туристо, но при этом ватной публики в Шарме достаточно мало. Сей парадокс объясняется очень просто: после взрыва российского самолета над Синаем в 2015 году, авиасообщение между РФ и Египтом было прекращено.
Вики-справка: Авиалайнер Airbus A321-231 российской авиакомпании «Metrojet», выполнявший 31октября 2015 года чартерный рейс 7К-9268 у Шарм-эш-Шейх -- Санкт-Петербург, исчез с радаров через 23 минуты после взлета. Поисковые группы египетского правительства обнаружили обломки самолёта около Нахля. Погибли все находившиеся на его борту 224 человека — 217 пассажиров и 7 членов экипажа
В 2017 году возобновились рейсы в Каир, а вот прямых перелетов в Хургаду и Шарм-эль-Шейх не было до сих пор. Но при этом ходят упорные слухи, что во время планируемого визита Хуйла в Египет может быть принято решение о возобновлении прямых рейсов из Мордора в Хургаду и Шарм.
Нынешняя ситуация выгодна украинцам, а как будет далее – будем посмотреть.
Топ-пять архитектурных фишек Шарма:
- Площадь Сохо (SOHO Square): музыкальный фонтан и торговый комплекс Hollywood Sharm El Sheikh
- Старый рынок и мечеть Аль-Сахаба (El Sahaba Mosque)
- Площадь мира
- Мечеть Дружбы (Al Mustafa Mosque)
- Памятник жертвам авиакатастрофы самолета Боинг-737
Вики-справка: Катастрофа Boeing 737 под Шарм-эш-Шейхом — крупная авиационная катастрофа, произошедшая в субботу 3 января 2004 года. Авиалайнер Boeing 737-3Q8 частной египетской авиакомпании Flash Airlines выполнял плановый межконтинентальный рейс FSH604 (позывной — Flash 604) по маршруту Шарм-эш-Шейх—Каир—Париж, но через 2,5 минуты после взлёта вместо набора высоты (во время выполнения левого разворота) перешёл в быстрое снижение и рухнул в Красное море в 15 километрах от побережья. Погибли все находившиеся на его борту 148 человек — 135 пассажиров и 13 членов экипажа.
Катастрофа рейса 604 стала крупнейшей катастрофой самолёта Boeing 737-300, а на момент событий также являлась крупнейшей авиакатастрофой в Египте. Эта трагедия привела к краху и закрытию авиакомпании Flash Airlines.
Топ-пять товарно-культовых артефактов
Египетские лекарства
Масло черного тмина и пр.
Чай
Продукты и фрукты: халва, финики, манго, гуава и пр.
Зубная паста Miswak
Топ-пять экскурсионных программ
Катание на корабликах (дайвинг, сноркелинг) от 25 долларов
Катание квадроциклах (багги, верблюдах, лошадях – нужное подчеркнуть) от 10 долларов
Посещение SOHO Square и культовых местных рестораций типа Махони от 25 долларов (с ужином)
Посещение дельфинария (аквапарка "Альбатрос", шоу "Тысяча и одна ночь" – нужное ) от 25 долларов
Посещение библейских мест (горы Моисея и далее Иерасулима, Вифлеема) от 30 долларов
Куда и как ездить?
На возмущенный вопрос: А как же знаменитые пирамиды?! – замечу, что расстояние от Шарма до Каира составляет более 500 километров. По сути, сутки вылетают напрочь. То есть удовольствие получается слишком а) дорогим, б) сомнительным.
Если честно, то не имею ничего против овощного отдыха, не выезжая из отеля. Тем паче, что выглядит несколько странно отдыхать в отеле по программе "всё включено", но при этом покупать туры минимум на полдня с завтраками с бедуинами, обедами на кораблях или ужинами в местных ресторациях.
Но с другой стороны, египетские вечера и ночи слишком томны, чтобы сидеть тупо в номере. И уже первого визита в Египет мне оказалось достаточным, чтобы понять, что на автобусные экскурсии с гидами ездят в основном новички. Поездки на такси и быстрее, и, как ни странно, дешевле…
***
Увы, совершенно нет времени, чтобы расписать все нюансы, поэтому буду вынужден закругляться. Замечу только, что на 8 марта лучшим подарком для любимой станет вовсе не букет цветов, а поездка на отдых в Шарм. Кстати, кто-то отдыхал в Египте в марте?
© Олег Федоренко, 08.03.21