Гибель "Коперника"
Десять фактов об авиакатастрофе 14.03.1980 г.
40 лет назад -- 14 марта 1980 года в районе Окенче (Варшава) разбился "Коперник": при заходе на посадку произошла катастрофа лайнера Ил-62 борт SP-LAA авиакомпании LOT (носивший имя польского ученого Николая Коперника) , выполнявший трансконтинентальный пассажирский рейс LO 007 по маршруту Нью-Йорк--Варшава.
Погибли все находившиеся на его борту 87 человек (10 членов экипажа и 77 пассажиров, в числе которых были популярная польская певица Anna Jantar и олимпийская сборная США по боксу), что на то время делало данную авиакатастрофу крупнейшей в истории Польши и привела к широкому общественному резонансу в стране.
Факт №1: причина задержки времени вылета из аэропорта имени Кеннеди
Днём 13 марта 1980 года авиалайнер Ил-62 борт SP-LAA, пилотируемый экипажем во главе с Томашем Смоличем (Tomasz Smolicz), выполнил пассажирский рейс из Варшавы в Нью-Йорк и приземлился в аэропорту имени Джона Кеннеди.
В Нью-Йорке произошла смена экипажа, а по расписанию вылет из США должен был состояться в 19:00 EST (23:00 UTC), а посадка в Варшаве в 09:40 CET (08:40 UTC). Однако обильный снегопад задержал вылет, так как потребовалось время для очистки взлётной полосы, и обработки самолётов противообледенительным составом.
После двухчасовой задержки, в 21:16 рейс LO 007 вылетел из Нью-Йорка…
Факт №2: поле для гольфа имени американского Президента
Аэропорт, известный как главные международные ворота в США и Нью-Йорк, начал работу в 1947 году. Первоначально получил название Айдлуайлд (Idlewild) по названию поля для гольфа, на землях которого и был построен аэропорт. В декабре 1963 был переименован в честь 35-го президента США — Джона Кеннеди.
Международное сообщение аэропорта им. Джона Кеннеди составляет 7 % всех международных перевозок США (данные 2004 года), крупнейший показатель по стране. В 2000 году аэропорт обслуживал примерно 50 000 пассажиров, прибывающих или убывающих за границу, в день.
Туристический сайт Travel+Leisure включил его в десятку самых опасных аэропортов мира
Факт №3: Почувствуйте масштабы СССР!
По плану полёта, маршрут проходил вдоль восточного побережья США до границы с Канадой, затем над Ньюфаундлендом, после над северной Атлантикой до Шотландии, а затем над Балтийским морем до территории Польши.
Через девять часов полета командир борта Павел Липовчан (Paweł Lipowczan) вышел на связь с диспетчерской вышкой аэропорта Окенче для получения разрешения на посадку…
Полагаю не все современники уже знают, что в советские времена из аэропорта Борисполь был ежедневный беспосадочный рейс по маршруту Киев-Хабаровск (расстояние по прямой 6889 км), который также длился 9 часов. При этом являясь внутренним, а не международным.
Факт №4: Почему лайнер не удалось посадить с первого раза?
14 марта 1980 года в Варшаве стоял морозный ясный день и дул настолько сильный ветер, что встречающие рейс переживали – удастся ли посадить самолет с первого раза?
Посадить с первого раза лайнер таки не удалось, но причиной этого стал вовсе не ветер, а не сработавший датчик выпуска стоек шасси, из-за чего командир принял решение заходить на второй круг.
Отказ сигнализации шасси, о котором сообщил экипаж, нередко случался на самолётах Ил-62. В этом случае было два варианта действий: либо пролететь над полосой на небольшой высоте, при этом диспетчеры с помощью биноклей должны были оценить положение шасси, либо набирать высоту, чтобы бортинженер проверил систему управления и попытался определить причину отказа. В данном случае командир выбрал второй вариант.
Факт №5: место трагедии: Варшавская крепость, форт №6
При наборе высоты раздался мощный взрыв, после чего за самолётом появилось облако чёрного дыма, а вниз посыпался град из металлических осколков. У летящего над городом со скоростью 320 км/ч рейса 007 отказали рули направления и высоты, а также три из четырёх двигателей. Под углом 13° самолет врезался в замёрзший ров у форта Варшавской крепости.
Варшавская крепость (Warszawski forteczny) артефакт эпохи, когда Польша входила в состав Российской империи, а Варшавская Александровская цитадель, в свою очередь, входила в первую линию обороны границ империи.
В 1850 — 1861 годах вокруг Александровской (Варшавской) цитадели был построен ряд отдельных укреплений, фортов: «Владимир», «Алексей», «Павел», «Георгий», «Сергий». А в 1890-х годах, чтобы не подвергать опасности обстрела неприятелем мирного населения, нежелательного материального ущерба для города и других внутренних осложнений при нападении, решили обеспечить город от бомбардирования выносом фортов на расстояние 6 - 7 километров от городской окраины. Так возникли № форты I - XIV.
Fort Okęcie / Fort VI Fortress Warsaw, расположен всего в 750 метрах от взлетно-посадочной полосы 33 в аэропорту Шопена.
Фото с места трагедии:
Факт №6: официальные причины авиакатастрофы и слухи
Причиной катастрофы стало разрушение вала одного из двигателей и вызванное этим разрушение диска турбины, при этом обломками были перебиты тяги управления рулями на хвостовом оперении, а также выведены из строя три из четырех двигателей. В официальном заключении польская комиссия в угоду общественному мнению заявила, что причиной катастрофы стало некачественное изготовление двигателей. Истинные причины при этом были засекречены. Лишь через 30 лет были обнародованы рассекреченные данные, согласно которым виновником катастрофы являлась авиакомпания LOT, эксплуатировавшая двигатели с превышением допустимых ресурсов эксплуатации и допускавшая в полёты заведомо неисправные самолёты.
Если говорить о слухах, то большинство поляков, конечно, устроила народная версия, что все советское – это говно, поэтому лайнер был обречен, так сказать, с момента рождения.
Но были и совершенно экзотические версии о теракте на борту, который якобы устроили арабские шейхи похитившие "нашу Аню" и взорвавшие самолет, чтобы замести все следы. Как видим, с креативом народных масс было всё поряде!
Факт №7: лайнер №11004
Ил-62 (заводской номер 11004, серийный 10-04) был выпущен Казанским авиационным заводом имени С. П. Горбунова в 1971 году, а затем был продан в Польшу, где с 15 марта 1972 года начал эксплуатироваться в авиакомпании LOT, в которой получил бортовой номер SP-LAA и имя Mikolaj Kopernik. Оснащён четырьмя турбовентиляторными двигателями НК-8-4 Казанского моторостроительного производственного объединения (КМПО).
Пассажировместимость салона составляла 168 мест
Факт №8: экипаж
Командир лайнера Павел Липовчан (Paweł Lipowczan). 46 лет (родился 01.07.1933 г.) Не просто опытный профессионал, а один из лучших польских пилотов. Проработал в авиакомпании LOT 15 лет, налёт 8770 часов, примерно половина из них на Ил-62. Являлся чемпион мира по прыжкам с парашютом на точность приземления.
Второй пилот— Тадеуш Лохоцкий (Tadeusz Łochocki), штурман — Константы Хожевский (Konstanty Chorzewski), бортинженер — Ян Лубневский (Jan Łubniewski), бортрадист — Стефан Вонсевич (Stefan Wąsiewicz)
Пять стюардесс: Алиция Дурьяш (Alicja Duryasz), Алиция Мормоль-Дудлей (Alicja Mormol-Dudlej), Эльжбета Грабовска (Elżbieta Grabowska), Кристина Кравчик (Krystyna Krawczyk), Иоанна Подстольска (Joanna Podstolska).
Экипаж рейса 007 был похоронен на военном кладбище в Варшаве. Там же находится братская могила пассажиров. Одной из примыкающих к кладбищу улиц было присвоено имя Павла Липовчана.
На фото: стюардессы "Коперника"
На фото: сквер Павла Липовчана при въезде на одноименную улицу
Факт №9: Anna Jantar
Анна Джантар (Anna Jantar) – популярная польская эстрадная певица, которой было 29 лет.
25 марта певицу похоронили на Вавжишевском кладбище в Варшаве (Cmentarz Wawrzyszewski, kwatera 10/A). В последний путь певицу провожало более сорока тысяч поклонников, а гроб несли на руках.
Могила певицы и её мужа, который в день трагедии встречал её в аэропорту Варшавы.
Факт №10: олимпийская сборная США по боксу
Радиожурналист Jedynki Генрик Урбай (Henryk Urbaś) ждал прилета американской любительской команды по боксу в аэропорту. В 2010 году он вспомнил те драматические моменты:
- Несколько раз было повторено сообщение о задержке самолета. В какой-то момент в будках солдат пограничной охраны вдруг зазвонили почти все телефоны. Через некоторое время вышел один из служащих и сообщил, что произошла трагедия.
Следует отметить, что в те времена в Олимпийских играх не могли участвовать профессиональные боксеры, поэтому в олимпийскую сборную включали таких настоящих любителей, как сержант Elliott Chavis из военной полиции – один из 22 членов американской команды, летевший в Польшу.
20 января 1980 года Президент США Джимми Картер объявил, что американские спортсмены будут бойкотировать Олимпиаду в Москве, в случае если советские войска не будут выведены из Афганистана в течение месяца.
Поскольку США приняли решение не участвовать в московской Олимпиаде-80, американская олипийская сборная по боксу формально участвовала в миссии "Американские спортсмены за мир!" и планировала два показательных выступления в Кракове и Катовице.
Имена членов американской делегации:
1. Kelvin D. Anderson
2. Joseph Bland,
3. Walter Harris,
4. Tom Johnson,
5. Andre McCoy,
6. Paul Palomino,
7. Byron Payton,
8. George Pimenthal,
9. Richard Robinson,
10. Junior Robles,
11. David Rodriguez,
12. Lemuel Steeples,
13. Jerome Stewart,
14. Ray Wesson,
15. Dolores Wesson,
16. Lonnie Young,
17. Bernard Callahan,
18. Gary Clayton,
19. Byron Lindsey,
20. Radison John,
21. Steve Smigiel,
22. Elliot Chavis.
13 ноября 1986 года в спортивном клубе SKRA в Варшаве, рядом со стадионом, был открыт памятник в память о жертвах авиакатастрофы. Аналогичный памятник установлен в центре олимпийской подготовки в Колорадо-Спрингс.
***
И да, был удивлен, но на официальном уровне поляки чтят память погибших не по круглым датам, а ежегодно.
© Олег Федоренко, 14.03.2020