Профанация
Ответ на публикацию председателя профкома ППО ЧАЭС
В выпуске городского еженедельника «Теледень-Славутич» №37 от 12 сентября сразу после моего материала «Руководство ЧАЭС и репутация» (за что отдельное спасибо редактору «ТС» Людмиле Богун) была размещена могучая статья председателя ПК ППО ЧАЭС под скучным названием «Аттестация». По правде говоря, извращенному процессу аттестации рабочих мест персонала объекта «Укрытие» больше подошло бы слово «профанация»…
«Громыхало из Подмышки»
(© к/ф «на войне как войне»)
По народной легенде, на одном то ли из оперативных совещаний или заседаний профкома, Максим Орлов стал рассказывать о нелегкой судьбинушке генерального директора: де у «начальника ликвидаторов» столько бед и забот, что туши свет и ховайся. Мол, берет он меня подмышку и целый день мы с ним, аки Добрыня Никитич с Алешей Поповичем штурмуем чиновничьи фортеции, решая насущные проблемы ЧАЭС!
Уже давно Орлова «за глаза» называли «заместителем генерального директора по профсоюзной линии», а после этого случая к председателю профкома приклеился новый эпитет: «Громыхало из подмышки».
В общем, если в былые времена по ЧАЭС гулял сборник избранных перлов станционного руководства, то Максим свет Иванович, право, сам достоин отдельного выпуска иронических и местами нецензурных выражений в свой адрес со стороны доблестных ликвидаторов. Даже не знаю, кто первым придумал каламбур, что Евгений Козлов по сравнению с нынешним «предводителем профсоюзных команчей» сейчас уже кажется просто орлом. И, соответственно, наоборот.
Это я как бы отвечаю на упрек Максима в свой адрес, что де, бяка такая некультурная, матерюсь в блогах. Ну на то он и личный блог, чтобы «петь в нем песен» открытым текстом. Ибо в газетной статье, как простой рабочий, воспитанный на стихах Маршака и баснях Крылова, я бы, право, не рискнул употреблять слово «жопа». Ибо чтобы позволить себе такую словесную роскошь, нужно быть как минимум председателем профкома!
Обещать – не мешки ворочать
Когда Максим Орлов баллотировался на пост главы профкома, то он обещал так много и говорил столь убедительно, что неискушенные в пиаре граждане так впечатлились, что отдали ему большинство голосов. В смысле, как бы отдали, потому как право решать за весь коллектив узурпировали делегаты профсоюзных конференций, куда вход не членам профсоюза зась. Что, по правде говоря, не есть справедливо, ибо, тем самым, нарушается один из основных принципов демократии: не допущение какой-либо дискриминации всеобщности избирательного права.
Фото: скрин с бюллетеня «Новости ЧАЭС»
Но вообще-то совковая модель профсоюзов к демократическим принципам имеет такое же отношение, как доходы Абрамовича к зарплате учителя и предвыборные обещания Орлова к его практической деятельности после избрания. То есть практически никакого.
Отмечу тот факт, что вся предвыборная риторика Максима Орлова строилась не столько на критике действий администрации, сколько на дискредитации действий предыдущего состава профкома. Приведу дословную цитату из его предвыборной программы: «в настоящий момент очевидно, что профсоюзная организация стремительно теряет свой авторитет в глазах коллектива».
По моему мнению, Максим Орлов свой авторитет растерял еще быстрее, чем предыдущий состав профкома. И если бы не помощь администрации в «добровольно-принудительном загоне» в члены профсоюза, то количественный состав профсоюзной организации сегодня был бы еще меньше, чем во времена Евгения Козлова…
Во время своих предвыборных встреч Орлов много и красиво говорил о необходимости кардинальных изменений в информационной деятельности профкома. А что изменилось? Ни-че-го! Если кто-то будет меня впечатлять количеством копий запросов за подписью Орлова и полученных ответов, которые профком регулярно размещает на Доске информации на втором этаже АБК-1, то сухо отмечу, что первый макет «настенного творчества» реализован еще в каменном веке. И пользоваться им в начале XXI века – это убогий «отстой».
Собственного интернет-сайта у профкома как не было так и нет. Равно как и нет никакого механизма «обратной связи» с профкомом. А потому, как и в прошлом веке, для обращений к председателю профкома приходится писать письменные заявления.
Хотя и данный путь, как выяснилось, не гарантирует получения исчерпывающих ответов на озвученные проблемы. К примеру, на двенадцать вопросов, сформулированных в моем письменном заявлении на имя Орлова (входящий №38-09/180 от 20.08.13), я вообще не получил ни единого (!!!) ответа. Максим Иванович счел уместным ограничиться банальной отпиской об условиях проведения пародии на аттестацию рабочих мест персонала ОУ.
Также напомню Максиму Орлову еще об одной «стратегической инициативе в решении проблемных вопросов» из его предвыборной Программы: добиваться обеспечения доплат согласно КЗоТ и Коллективного договора. В прошлом году, во время встреч с администрацией предприятия и председателем профкома по поводу ввода в действие Приказа №712, отменяющего персоналу объекта «Укрытие» доплаты за ОВУТ, и представители администрации и председатель профкома публично признавались в том, что понимают степень несправедливости данного шага и, образно говоря, «мамой клялись», что компенсируют нам потерю в зарплате.
Но по факту нас просто обманули. То есть и представители администрации, и Максим Орлов в частности, оказались банальными обманщиками, не сдержавшими своих обещаний…
«Барышня легли и просють»
(© к/ф «За двумя зайцами»)
Еще когда Максим Орлов только баллотировался на пост председателя профкома у него во лбу буквально светилась звезда карьериста. Жаль, что многие тогда этого не заметили.
Попав на теплое место, он с такой готовностью «лег под администрацию», что до сих пор этого не увидели только слепцы. По слухам, циркулирующим на АБК-1, недавно он якобы даже стал кумом генерального директора. Чтобы не теряться в сомнениях о достоверности данной инфы, было бы любопытно услышать ответ из уст самого профсоюзного функционера.
А после выхода статьи «Аттестация», должен заметить, что Орлов не просто трепло, но еще и, оказывается, искусный мастер перекручивать факты и выдавать желаемое за действительное.
Цитата, достойная расширенного комментария:
«…Однако даже у самого «одиозного» оператора ОРО 6 гр. НБК, за период с 01.04.2012 по 01.04.2013 год тарифная часть увеличилась с 3 454 до 4504 грн, что составляет порядка 30% роста, в то время как доплата за вредные условия труда уменьшилась на 20%. Явно не в накладе…
В абсолютном же исчислении начисляемая зарплата этого оператора за указанный период увеличилась более чем на 1000 грн. Не забудем и соответствующее увеличение единоразовой материальной помощи на оздоровление. Короче, «причин для скепсиса достаточно»… Так что за его материальное благополучие я спокоен. Как спокоен и за то, что при установлении и начислении ему пенсии будут учтены все года работы на ЧАЭС, как стаж по Списку №1 (ОВУТ). И это – главное! Кроме того, сокращенный рабочий день, ЛПП, бесплатные СИЗы и прочее…»
Главной проблемой для Орлова является тот факт, что в ответ на «руководящую брехню», я способен аргументировано возразить.
Начну с того, что освежу память об уровне окладов персонала ЧАЭС. Полагаю, что сегодня многие станционники удивятся, что не так уж и давно, а именно в начале 2000 года, должностной оклад, к примеру, дезактиваторщика объекта «Укрытие» составлял всего-навсего 164 гривны.
Последнее масштабное повышение уровня окладов состоялось на стыке 2009 и 2010 годов, когда, к примеру, мой должностной оклад оператора ЦЭОУ возрос с 1 687 гривен до 3 312 – то бишь увеличился почти (!) в два раза. За что отдельное спасибо тогдашнему премьер-министру Юлии Тимошенко.
Когда Партия регионов пришла к власти, то поначалу они тоже демонстрировали готовность к соблюдению норм действующего законодательства в части своевременной индексации размера заработной платы: тогда наши оклады пусть понемногу, но увеличивались поквартально.
Однако надолго регионалов не хватило – в конце 2010 года мой должностной оклад как замер на отметке 3 454 гривны, так и продержался аж до июня 2012 года (а не до 1 апреля 2012 года, как об этом сообщает председатель профкома).
Я далек от мысли обвинять руководство ЧАЭС в нарушении требований о своевременной индексации уровня зарплат по их собственной инициативе. Ибо совершенно ясно и понятно, что это «проделки» Кабмина под руководством Николая Азарова.
Но не могу ни отметить тот факт, что в то время как размеры наших окладов «напрочь замерзли», представители администрации ГСП ЧАЭС таки изыскали возможность повысить собственные должностные оклады еще в мае 2011 года. Назвав сей жлобский поступок не повышением окладов, а «приведением их в соответствие 25-ти ступенчатой системы окладов НАЭК»…
Итак, повышение моего должностного оклада в июне 2012 года с 3454 гривен до 3760 гривен (то есть, на восемь процентов) является не более чем компенсацией за предыдущее неповышение.
Мало кто знает о существовании такого документа, как «ГЕНЕРАЛЬНА УГОДА про регулювання основних принципів і норм реалізації соціально-економічної політики і трудових відносин в Україні на 2010-2012 роки. В котором, в разделе «Оплата труда» есть пункт 2.1:
«…Забезпечити зростання середньої заробітної плати в цілому по економіці України в 2010 році не нижче ніж на 17,8 відсотків порівняно з 2009 роком, в 2011 році — не нижче ніж на 15 відсотків порівняно з 2010 роком, в 2012 році — не нижче ніж на 16 відсотків порівняно з 2011 роком…».
Странно, что Максим Орлов в своем материале застенчиво уклонился от заострения внимания к существованию Отраслевого соглашения между Министерством экологии (к которому мы сейчас относимся) и «Атомпрофсоюзом». Подписано оно или нет? Или Максим Иванович ответит нам словами Александра Родионовича Бородача: «Я не в курсе, ребята!»?
***
В ноябре прошлого года месяце ЧАЭС перешла на 25-ти ступенчатую систему оплаты труда и оклады подняли всему персоналу ЧАЭС. Мой оклад оператора РО 6-й группы вырос с 3 760 гривен до 4 390 (поднялся на 16,7%). Тогда как в среднем по ЧАЭС оклады увеличились на 22% (!).
Руководство ЧАЭС, поняв, что слегка обделило работяг, заставило руководство цеха отщипнуть чуть-чуть у инженеров ЦЭОУ, чтобы добавить чуть-чуть операторам ЦЭОУ. В декабре мой оклад составил 4 453 гривны, а с января стал 4 504 гривны. Плюс 24% доплата к должностному окладу за работу в особо вредных условиях труда на объекте «Укрытие».
В апреле 2013 году доплату за ОВУТ в 24% с нас сняли, оставив всего-навсего 4%.
А теперь подводим итоги:
С июня 2012 года мой оклад + доплата за ОВУТ в сумме составляли: 3 760 + 24% (902,4 грн) = 4 662,4 грн
С апреля 2013 года мой оклад + доплата за ВУТ в сумме составляют: 4 504 + 4% (180,16 грн) = 4 684,16 грн
Иными словами, с июня 2012 года по апрель 2013 года мой оклад вместе с надбавкой вырос всего-навсего на 21,76 грн. или аж на 0,46%.
После чего у меня к Максиму Орлову возникает вопрос об его школьной оценке по математике. Небось, на тройки учился? -- раз пишет о том, что «одиозный оператор явно не остался в накладе»…
Обращаю особое внимание на тот факт, что в период с февраля по апрель 2013 года состоялось сокращение количества операторов ОУ. И объем работы, который ранее выполняли 4 оператора в смене, стали выполнять три оставшихся оператора. Кроме того, в этот же период времени на плечи операторов переложили часть обязанностей начальников смены. Как председатель профкома объяснит тот парадокс, что в 2013 году операторы ОУ стали выполнять больший объем должностных обязанностей, но при этом потеряли в зарплате тысячу гривен? Это справедливо или нет?
Пусть Максим Орлов назовет мне хоть одну причину, по которой персоналу ОУ стоило его бы уважать. Хоть одну! Только, чур, подарки детям к Новому году не в счет…
Лично я тоже не переживаю за материальное благополучие председателя профкома. И если уж он публично привел математическую раскладку с моим должностным окладом, то пусть также публично отчитается о собственных доходах.
Вопрос к Максиму Орлову: насколько увеличилась его собственная зарплата председателя ПК ППО ЧАЭС с момента, когда он вступил в новую должность (март 2012 года) по текущий период?
Причем особо отмечу, что это не риторический вопрос, не требующий ответа, а публичный официальный запрос. Образно говоря, «проверка на вшивость».
И если Максим Орлов под каким-то предлогом откажется обнародовать свои доходы – это даст мне повод публично обвинять его в коррупции. То бишь, использовании выборным лицом данных ему полномочий в целях личной выгоды. Потому как в действиях председателя ПК ППО ЧАЭС я нахожу все характерные признаки коррупции. На лицо явный конфликт между трудовыми интересами оперативного персонала ОУ и действиями председателя профкома…
Акцент №1: о бахвальстве мнимыми заслугами
Я плачу, когда председатель профкома проведение работ по оформлению льготных пенсий персоналу ЧАЭС позиционирует как прям какой-то выдающийся подвиг. Вообще-то это никакой не подвиг, а прямая обязанность администрации ЧАЭС. И тот факт, что эта работа в свое время была благополучно «провалена» только лишний раз характеризует профессиональный уровень нынешнего руководства ЧАЭС.
Еще более мне понравилась фраза Орлова о том, что благодаря его неустанной работе «Представитель собственника» якобы обеспечивает персонал объекта «Укрытие» средствами индивидуальной защиты и прочими благами.
Вообще-то это прямая обязанность «Представителя собственника», которая четко прописана в нормах действующего законодательства. И которую, кстати, администрация ЧАЭС в полном объеме таки не выполняет. Обеспечивая оперативный персонал ОУ средствами индивидуальной защиты, мягко говоря, в недостаточных количествах. На месяц нам выдают по три пары перчаток х/б и по пять респираторов, тогда как на каждую смену (в их месяце 12-13) оператору ОУ необходимо иметь две пары перчаток и два респиратора (один комплект -- для работ в первой подзоне, второй -- для работ во второй подзоне). Кроме того, для работ в первой подзоне с повышенным уровнем загрязнения рабочих поверхностей нас должны обеспечивать резиновыми перчатками. А их нам вообще не выдают!
Фотофакт: в санпропускнике до сих пор висят плакаты запрещающие вторичное использование СИЗов. Тогда по факту в одном и том же респираторе оперативному персоналу объекта «Укрытие» приходится работать по две-три смены, а перчатках – по три-четыре.
То есть администрация ГСП ЧАЭС месяцами нарушает трудовые права персонала ОУ, а председатель профкома даже ухом не шевелит. Наверное, ему просто некогда думать о таких пустяках?
Акцент №2: о нарастающем расслоении в уровне доходов
Предметом особой гордости Максима Орлова является переход на 25-ти ступенчатую систему оплаты труда. Хотя лично я считаю, что это не предмет для гордости, а повод для специального парламентского расследования. Ибо эта хитрожопая схема напрямую бьет по трудовым интересам рабочих. И у себя в блоге я могу себе позволить открытым текстом сказать, что это циничное наебалово рабочего класса.
Согласно Постановления КМУ №1298 от 30.08.2002 г. «Про оплату праці працівників на основі Єдиної тарифної сітки розрядів і коефіцієнтів з оплати праці працівників установ, закладів та організацій окремих галузей бюджетної сфери» разница в окладах между первой ступенью (начальной) и 25-й (наивысшей) составляет 4,51 раза.
А введенная на ЧАЭС 25-ти тарифная сетка изначально закладывает разницу в 13,5 (!) раза. Минимальный размер вилки оклада по первой ступени составляет 1 838 грн, а максимальный размер вилки 25-й ступени составляет 24 813 гривны. А с учетом того, что руководство ЧАЭС периодически себе назначает надбавки к должностным окладам, доходящие до 50%, разница в уровне доходов получает и вовсе неприличной.
Не могу ни отметить и тот факт, что Приказы по станции, в которых указывается перечень лиц, согласно которым назначаются надбавки к должностным окладам – почему-то никогда не обнародуют. Это что – государственная тайна? Почему скрывается эта информация? Общественность должна знать своих героев "на букву ха"!
Акцент №3: О принципиальной позиции персонала ОУ
по поводу оценки условий труда на рабочих местах
Администрация ГСП ЧАЭС и председатель профкома могут сколь угодно тупить, ссылаясь на итоги якобы законно проведенной аттестации рабочих мест, а также заключение главного государственного эксперта по Киевской области господина Коваля В.П.
В очередной раз говорю о том, что персонал ОУ интересует проведение комплексной оценки условий труда на объекте «Укрытие». И ответ на ключевой вопрос: к какому классу условий труда относятся работы в помещениях 1-й, 2-й подзоны и локальной зоне ОУ? И это исследование «Представитель собственника» обязан провести!
Мы говорим о необходимости проведения инструментальных замеров МЭД на рабочих местах, уровней радиоактивного загрязнения поверхностей, определении нуклидного состава аэрозолей в рабочих зонах, а также официальных заключениях об их влиянии на наше здоровье. А администрация и председатель профкома как дрессированные попугаи твердят нам об успешно проведенной аттестации по шумам и вибрации. То есть исследовании характеристик глубоко побочных для ОУ…
Ну просто анекдот:
-- С чем пирожки?
-- Зато горячие!
Между прочим, согласно действующей в России методики классификации условий труда по условиям труда («РУКОВОДСТВО P 2.2.2006-05») при работе с источниками ионизирующих излучений, при которых максимальная потенциальная эффективная доза может превысить 100 мЗв/год, относятся к опасным (экстремальным) условиям труда (4 класс). То есть наивысшей опасности для здоровья работающих.
Аналогичная методика действует и в Беларуси. И только украинские государственные мужи до сих пор тупят. Что, впрочем, не является надежной «отмазкой» для руководства ГСП ЧАЭС и профсоюзных функционеров. Ибо их прямой функциональной задачей как раз и является обеспечение защиты трудовых прав и здоровья персонала особо-опасного ядерного объекта.
В общем, должностные лица напрасно рассчитывают на то, что сумеют заткнуть рты персоналу ОУ. Борьбу за свои права мы только-только начинаем. А при необходимости сумеем придать и международный резонанс данной абсурдной ситуации…
Но только тогда возникает вопрос: а за что получает свою зарплату председатель профкома?
Олег Федоренко, оператор РО цеха эксплуатации объекта «Укрытие».
Славутич, 17 сентября 2013 года.