Дуализм сознания

16 Октября 2015 11:07   Просмотров: 4548
Метки: ментальность, сознание, двоверье
Нравится Рейтинг поста: 0
Спор философов: бытье определяет сознание, или наоборот – сознание определяет бытье, имеет место в наше время и в нашей стране. По-украински: "Чому дурні? Бо бідні. А бідні, бо дурні". Отталкиваясь от этих формул, захотелось поразмышлять о том, возможно ли убрать отголоски прошлого в нашей жизни? И нужно ли это делать? Или даже так – можно ли это сделать вообще?



Первое, что мне вспоминается, это двоверье в период Киевской Руси. Языческие элементы очень долго оставались в сознании русычей, хотя Владимир крестил Русь, и они добровольно-принудительно приняли христианство. Но… и это "но" остается в сознании до наших времен. Большинство из соотечественников крещены, посещают церковь, придерживаются необходимых обрядов. Хотя до сих пор у нас остаются колядки и щедривки.



Да, многие из них славят Христа, но истоки этих песен – в язычестве.



А праздник Масленицы и проводов зимы, когда сжигают чучело зимы. Тот же праздник Ивана Купала. Вроде бы отмечается день Иоанна Крестителя (религиозный праздник), но бросание венков в воду и прыгание через костер с целью очищения – не что иное, как отголоски поклонения наших предков воде и огню, наделение их особенной силой. Украинские этнографы отмечают, что для наших сельских жителей традицией было обращение к высшим силам добра, но при этом старались не гневить, и даже задобрить злые силы. Все время между капельками воды, как сказал когда-то первый Президент независимой Украины Леонид Кравчук.
Недавно рассказали один анекдот – он, правда, о русском персонаже, но отражает и нашу ментальность. Так вот, Дед Мазай во время войны пошел к партизанам просить хлеба, мол, голодают зайцы.



Партизаны отказали, ссылаясь, что сами живут впроголодь и прогнали Деда. Он выходит из леса и встречает нацистов. Обращается к ним с той же просьбой. Они соглашаются, но просят взамен информацию, где партизаны. Мазай говорит, и ждет их. По возвращению нацисты тоже прогоняют Деда и даже угрожают расстрелом. Расстроенный Мазай садится в лодку и говорит: "И зайцы голодные, и перед партизанами как то неудобно получилось". Вот и мы часто разрываемся между умными и красивыми.
Современное двоверье мы наблюдаем по отношению к советскому прошлому. Почти четверть века наша страна независима, но часть украинцев идеализирует жизнь в стране советов. По логике вещей я понимаю, что поколение моих родителей более ностальгирует по своей молодости, когда круг общения не ограничивался родственниками и соседями, когда было больше радости и больше надежд на будущее. Мне трудно определить, как правильно поступить в этой ситуации. "Зачеркнуть нельзя помнить", - где же правильно поставить запятую. Советское время – это не только развитие бесплатного образования и медицины, но и бесплатная рабочая сила в лагерях в Сибире и на Дальнем Востоке, это почти крепостное положение крестьян, которым очень трудно было покинуть свои родные просторы. А для украинцев – это еще и Голодомор, политические репрессии и преследование, расстрелы инакомыслящих. Иногда мне кажется, что именно последние события у нас не генетическом уровне изменили сознание, убрав инициативность и ответственность. Конечно, события последнего года кардинально изменили нас, но все же, не всех.
И сегодня старшее поколение со страхом воспринимают героизацию УПА. Значит, до сих пор не хватает правдивой информации о происходившем, все равно остаются действенными стереотипы и клише, созданные советскими идеологами. Значит, не хватает книг, фильмов, информации, которой бы люди просто поверили.
Наверное, нельзя убрать, стереть с памяти свое прошлое. Оно бумерангом вернется из будущего. Может быть, это мое субъективное мнение, стоит не просто сносить советские памятники, а создавать новые музеи, в которых правдиво рассказывать о плюсах и минусах того времени. Да, 70 лет в мировом измерении – это мелочь, но это средняя жизнь обычного человека, и сказать, что этого не было, наверное, мы просто не имеем права. Были успехи и были промахи, преступления и достижения. Может, тогда получится примириться со своим прошлым – не воевать, не избегать, а просто принять, как состоявшийся факт. Ведь свое прошлое, прошлое своей страны нам не изменить. Нужно его принять и понять, чтобы не испортить будущее.


Добавить в: