Тени наших предков
На прошлой неделе в день рождения классика украинской литературы Михаила Коцюбинского побывала на спектакле "Вій, вітерець" в нашем драмтеатре по мотивам творчества классика латвийской литературы Яниса Райниса (он известен, как поэт и общественный деятель). С гастролями в Чернигове были актеры Львовского национального драматического театра имени Марии Заньковецкой.
Если с творчеством Коцюбинского я знакома со школьных лет, то Райнис стал для меня открытиям. В этом году исполнился 151 год со дня рождения нашего Коцюбинского, а латвийскому литературу – 150. Получается, что писатели жили и творили приблизительно в одинаковое время.
Я смотрела спектакль, и думала о каких-то параллелях с "Тінями забутих предків" Коцюбинского. Тоже история любви, разворачивающаяся на фоне жизни семьи, общества с трагедийным окончанием. Иван и Маричка – герои повести нашего выдающегося земляка – считаются украинскими Ромео и Джульеттой. Их семьи враждовали, но дети полюбили друг друга. Но потом Маричка погибла. Коцюбинский написал повесть в Карпатах. Он обратился к истории-легенде о жизни гуцулов. Особенного звучания и популярности этой истории придал легендарный украинский режиссер армянского происхождения Сергей Параджанов, снявший одноименной фильм в 1960-х годах в главных ролях с Ларисой Кадачниковой и Иваном Мыколайчуком. Я помню, впервые в детстве смотрела этот фильм. И он не понравился, потому что все было очень трагично и как-то безысходно. Конечно, поэтика народной жизни, глубина изображения традиций и обычаев меня тогда не впечатлила. В школьные годы запомнилась фраза из произведения Марички "Згадай мене, милий, хоч раз на днину, я ж тебе згадую сім раз на годину". Только повзрослев, понимаешь глубину произведения, глубину отношений, а в принципе, мужчины и женщины любят по-разному.
Картину народной жизни Латвии представили украинские артисты в спектакле "Вій, вітерець" (кстати, это одна из строчек народной свадебной песни). На берегу Даугавы на хуторе проживает женщина, имеющая двух своих дочерей, и воспитывающая племянницу-сироту по имени Барба. Одна из ее родных дочерей собралась выходить замуж за рыбака Улдиса. Но он влюбился в Барбу. Девушка, как обычно бывает в таких историях, жила без особого достатка любви и внимания, как со стороны тетки, так и стороны двоюродных сестер. Внимание и поддержку ей оказывал работник и женщина, служившая когда-то у ее матери. Девушка тоже проявляла к парню симпатию, но больше из-за сострадания (ведь он был хромой), нежели любви. С Улдисом тоже получилась непростая история: вроде бы, и полюбила его Барба, но он – жених сестры. Быть с ним не получиться, ведь это разбить сердце близкого человека. Оказавшись в такой непростой ситуации, изведав непонимание окружающих, Барба бросилась в реку.
Спектакль интересен открытием новой для меня народной культуры. Ведь, согласитесь, не так много мы знаем о жизни в Латвии. Может быть, о современной больше, но об истории и народной культуре, традициях, обычаях, наверное, не очень.
Народные костюмы просты, но кардинально отличны от наших. В одной из сцен сестра Барбы появляется в свадебном костюме и традиционном головном уборе. Спектакль очень шумный, сопровождается многочисленными песнями и танцами (тоже своеобразными), но от этого постановка, как по мне, только интересней. Хореография на должном уровне. Еще поразило звуковое оформление – живой звук чего-то сыплющегося, выданный маракасами, придавал происходившему на сцене какого-то мистического смысла, предвещавшего трагедию. Впечатление оставили и декорации спектакля.
Каждый народ продуцирует в своем фольклоре мировоззрение, укладывает в свой культурный код легенды-истории жизни. Наверное, замечательно, что были люди, сумевшие сохранить эти истории и рассказать с художественных образах своим наследникам. А тема любви – всегда благодатна и найдет своих почитателей, особенно в женской части. Какие легенды остались для нас не открыты, а какие истории мы сможем рассказать своим внукам и правнукам?
Если с творчеством Коцюбинского я знакома со школьных лет, то Райнис стал для меня открытиям. В этом году исполнился 151 год со дня рождения нашего Коцюбинского, а латвийскому литературу – 150. Получается, что писатели жили и творили приблизительно в одинаковое время.
Я смотрела спектакль, и думала о каких-то параллелях с "Тінями забутих предків" Коцюбинского. Тоже история любви, разворачивающаяся на фоне жизни семьи, общества с трагедийным окончанием. Иван и Маричка – герои повести нашего выдающегося земляка – считаются украинскими Ромео и Джульеттой. Их семьи враждовали, но дети полюбили друг друга. Но потом Маричка погибла. Коцюбинский написал повесть в Карпатах. Он обратился к истории-легенде о жизни гуцулов. Особенного звучания и популярности этой истории придал легендарный украинский режиссер армянского происхождения Сергей Параджанов, снявший одноименной фильм в 1960-х годах в главных ролях с Ларисой Кадачниковой и Иваном Мыколайчуком. Я помню, впервые в детстве смотрела этот фильм. И он не понравился, потому что все было очень трагично и как-то безысходно. Конечно, поэтика народной жизни, глубина изображения традиций и обычаев меня тогда не впечатлила. В школьные годы запомнилась фраза из произведения Марички "Згадай мене, милий, хоч раз на днину, я ж тебе згадую сім раз на годину". Только повзрослев, понимаешь глубину произведения, глубину отношений, а в принципе, мужчины и женщины любят по-разному.
Картину народной жизни Латвии представили украинские артисты в спектакле "Вій, вітерець" (кстати, это одна из строчек народной свадебной песни). На берегу Даугавы на хуторе проживает женщина, имеющая двух своих дочерей, и воспитывающая племянницу-сироту по имени Барба. Одна из ее родных дочерей собралась выходить замуж за рыбака Улдиса. Но он влюбился в Барбу. Девушка, как обычно бывает в таких историях, жила без особого достатка любви и внимания, как со стороны тетки, так и стороны двоюродных сестер. Внимание и поддержку ей оказывал работник и женщина, служившая когда-то у ее матери. Девушка тоже проявляла к парню симпатию, но больше из-за сострадания (ведь он был хромой), нежели любви. С Улдисом тоже получилась непростая история: вроде бы, и полюбила его Барба, но он – жених сестры. Быть с ним не получиться, ведь это разбить сердце близкого человека. Оказавшись в такой непростой ситуации, изведав непонимание окружающих, Барба бросилась в реку.
Спектакль интересен открытием новой для меня народной культуры. Ведь, согласитесь, не так много мы знаем о жизни в Латвии. Может быть, о современной больше, но об истории и народной культуре, традициях, обычаях, наверное, не очень.
Народные костюмы просты, но кардинально отличны от наших. В одной из сцен сестра Барбы появляется в свадебном костюме и традиционном головном уборе. Спектакль очень шумный, сопровождается многочисленными песнями и танцами (тоже своеобразными), но от этого постановка, как по мне, только интересней. Хореография на должном уровне. Еще поразило звуковое оформление – живой звук чего-то сыплющегося, выданный маракасами, придавал происходившему на сцене какого-то мистического смысла, предвещавшего трагедию. Впечатление оставили и декорации спектакля.
Каждый народ продуцирует в своем фольклоре мировоззрение, укладывает в свой культурный код легенды-истории жизни. Наверное, замечательно, что были люди, сумевшие сохранить эти истории и рассказать с художественных образах своим наследникам. А тема любви – всегда благодатна и найдет своих почитателей, особенно в женской части. Какие легенды остались для нас не открыты, а какие истории мы сможем рассказать своим внукам и правнукам?