Хранитель. 33 музейных года Дмитрия Байнетова
Среда, 6 Февраля 2013 16:28 | Просмотров: 7171
Хранитель. 33 музейных года Дмитрия Байнетова
– Что такое мои годы? Это возраст ясности, осознания... И воспоминаний. Теперь, если мы встречаемся с кем-то из друзей, с чего начинается разговор? «А помнишь, как было? А помнишь?..» И действительно, нам есть что вспомнить!
Руководитель Музея авиации и космонавтики Черниговщины (бывшего Музея истории Черниговского ВВАУЛ) Дмитрий Федорович Байнетова встречался с Иваном Кожедубом, Юрием Гагариным, Андрияном Николаевым, со всеми выпускниками-космонавтами (с тремя из них – Кизимом, Каденюком, Титовым – летал в качестве наставника), с дважды Героями, писателями... Сам он – опытный летчик-инструктор, налетал 4960 часов на самолетах многих типов, от Ут-2 до МиГ-21. Награжден орденами «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР», «За заслуги». Еще – 19 медалей. Последняя – в честь 100-летия авиации России. В Черниговском высшем военном авиационном училище летчиков полковник Байнетов служил фактически с самого основания, с 1952 года. А с 1980-го – еще и его летописец.
3 февраля 2013 года Дмитрию Федоровичу исполнится 85 лет.
От Большого аэродрома
Фамилия Байнетов, оказывается, воинская. В ее основе – французское слово «байонет», т.е. штык. А корни у семьи Байнетовых белорусские – в 1905 году, когда было великое переселение – освоение Дальнего Востока, уехали они из родных мест.
– …Я родился и вырос рядом с Хабаровском, и все мое детство прошло под звук авиационных моторов: неподалеку был большой аэродром – так и назывался, Большой. А во время войны, с 1943 по 1945 год, я работал на авиационном заводе. Сначала по четыре часа в день – школьником, затем поступил учеником слесаря, слесарем-сварщиком. Работал до ноября 45-го. Уволился с завода, получив медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» – это самая первая моя награда.
Конечно, все это время зрела у меня мысль – стать летчиком! Поступил сперва в институт, проучился два месяца, но узнал о наборе в школу гражданской авиации – туда и направился! Еще через год к нам в школу приехал уполномоченный из военного авиаучилища – уговорил перевестись к ним. И я стал курсантом Сталинградского авиационного училища, которое тогда располагалось под Новосибирском, в Толмачево. После окончания училища был оставлен летчиком-инструктором. И через некоторое время вместе с двумя товарищами был откомандирован в Чернигов – во вновь организованном училище не хватало летчиков. Приехал с молодой женой: перед поездкой в Чернигов поженились – и вместе мы уже ровно 61 год!
В Черниговском училище был летчиком-инструктором, командиром звена, командиром эскадрильи, летчиком-методистом, штурманом училища, начальником летно-методического отдела. Поднимался в небо на Як-18, Л-29, Л-39, МиГ-15, на МиГ-21. В том числе год на МиГах летал во Вьетнаме.
– Боевых действий тогда не было, да нашим летчикам и запрещалось принимать в них участие, мы только учили – как воевать и как сбивать. Ракетчики – да, хорошо там поработали!
Кстати, там, во Вьетнаме, я встретился с будущим вьетнамским космонавтом Фам Туаном. Скромный такой парень со звездочкой Героя. Очень хорошо говорит по-русски – учился у нас. Когда он полетел, смотрю: ба, да мы же с ним в волейбол играли!
…Три тетради полны газетных вырезок: энергии хватало не только на полеты, но и на работу военкора и фотографа. Молодой летчик получил даже рекомендацию поступать на факультет журналистики – не отпустили.
– Командир сказал: «А кто летать будет?!»
За военкоровскую деятельность получал и наградные часы, и грамоты…
– Активный, молодой был: приду с полетов – и к письменному столу! Тем хватало: о безопасности полетов, о случаях из летной практики, о наших спортсменах, о хороших товарищах!
Писательское дело Дмитрий Федорович не оставляет до сих пор: подготовлены и изданы книги «Черниговские крылья», «Крылатые годы», «Черниговцы – Герои Советского Союза» и, наконец, огромные справочники об училище и его выпускниках «Черниговские авиаторы» и «Устремленные в небо».
– Супруга мне сказала: «Если ты еще будешь одну книгу писать, я не выдержу!» – смеется собеседник. – Ведь сначала материалы собирал, потом вечерами, до часу, до двух, просиживал – нужно было писать!
Большие высоты
– Дмитрий Федорович, сюда ведь со всего Союза приезжали поступать?
– В основном из Украины и Белоруссии, но много было ребят из Прибалтики, Средней Азии, Грузии, Армении. Интернационал был полный! Сейчас на встречи приезжают – знаете как интересно! Кто не был десять, двадцать лет, кто впервые приехал после выпуска…
Было восемь аэродромов по всей Украине, еще и в России, недалеко от Брянска.
Поступить в училище было сложно. Приезжало около тысячи человек, принимали сто – сто пятьдесят. Оканчивало еще меньше! При поступлении требовалось показать отличные знания, хорошее здоровье, интеллект. Важен был и кругозор: на собеседовании комиссия задавала вопросы – что претендент знает из литературы, из истории, об авиации… Быстроту реакции и готовность к нестандартным ситуациям проверяла специальная психофизиологическая лаборатория – требовалось, к примеру, провести по глиссаде лучом указки, погасить на скорость лампочку…
Современная техника насыщена электроникой, самолет – это машина сложнейшая, и в полете может всякое случиться. Так что требования были очень высокие. Но те, кто хорошо учились, достигли больших высот.
Наверное, даже не заставшая ЧВВАУЛ молодежь знает: здесь готовили космонавтов. На вопрос, сколько из выпускников училища увидели Землю из космоса, ответит уже не каждый. А их – тринадцать. Анатолий Иванишин, Леонид Каденюк, Леонид Кизим, Петр Климук, Анатолий Левченко, Андриян Николаев, Леонид Попов, Роман и Юрий Романенко, Александр Самокутяев, Анатолий Соловьев, Владимир Титов, Антон Шкаплеров.
Легендарные фамилии звучат в рассказе постоянно. Владимир Титов, будущий летчик-космонавт, пять лет был в ЧВВАУЛ летчиком-инструктором. Первый Герой Украины заслуженный летчик-испытатель Галуненко – выпускник училища. По его стопам пошел и сын: первым поднял в небо Ан-148. Галуненко-старший – Ан-70 и «Мрию».
А сколько интереснейших фактов и имен, которые, увы, не на слуху! Сколько экспонатов, которые можно долго и внимательно рассматривать!
Именно этому училищу первому в Союзе было доверено осваивать реактивный самолет Л-29, Л-39, МиГ-23 – с изменяемой геометрией крыла.
Вот любопытная фотография: самолеты у Черниговского драмтеатра. Кто помнит, что каждый раз к 18 августа, когда отмечали День Воздушного флота, на площадь выводили самолеты? Чтобы черниговцы могли посмотреть нашу авиационную технику – полюбоваться, погордиться.
Знаменитый «небесный тихоход» У-2. Оказывается, его позже переименовали в честь конструктора Поликарпова – в По-2.
Авианосец «Адмирал Кузнецов». Первыми, кстати, на этом корабле служили наши выпускники. В их числе – Герой России генерал-лейтенант Бохонкин, выпускник 1977 года.
Вот бомбы времен войны, вот ракеты: те, что разили с самолета по самолетам и с самолета – по радиолучу – по наземным целям. Не модели – настоящие, разрезанные вдоль. И можно посмотреть: вот стержень – твердый порох, который двигает ракету к цели, вот здесь хранилась взрывчатка, а здесь электронная начинка – если самолет маневрирует, ракета все равно следует за ним.
Еще один уникальный снимок: сфотографировано звено курсантов, ребята сидят с планшетами. У кого на планшете – открытка, у кого – фотография девушки. И только у одного – портрет Гагарина. Это курсант Кизим – будущий космонавт!
– Я спросил его тогда шутя: «Так ты что, мечтаешь стать космонавтом? Он говорит: «Да!» И ведь мечту свою исполнил!
Фотографий много, и это оправданно.
– Когда меня спрашивают: «А что это у вас, Дмитрий Федорович, так много фотографий, зачем столько снимаете?» – я отвечаю: «Хороших ребят всегда нужно фотографировать, потому что я знаю: они чего-то добьются!»
А вот и пример: четыре лейтенанта в 1954 году сфотографировались на память после выпуска. А рядом – они же 25 лет спустя. Герой Советского Союза, два генерала – и писатель.
Целый стеллаж – книги, написанные выпускниками и ветеранами ЧВВАУЛ.
Стенд с именами и фотографиями тех, кто совершил подвиг в мирные дни. 6 апреля 1973 года в самолете МиГ-21, которым управляли подполковник Молчанов и лейтенант Рудецкий, произошел пожар. Летчики могли бы катапультироваться, но тогда бы самолет упал на жилые дома. Поэтому приняли решение произвести посадку. Оба получили сильные ожоги, Молчанов через пять дней скончался, а Рудецкий и сейчас работает в Черниговском военном лицее, Молчанов награжден посмертно орденом Красной Звезды, Рудецкий – медалью «За отвагу».
Вот смотрит со снимка майор Мельник: в воздухе отказал двигатель, напарник катапультировался, а у Мельника не сбрасывался фонарь. Летчик принял решение произвести посадку сверхзвукового самолета в очень сложных условиях. «Даже испытатели и те не производили такие посадки!» – комментирует Дмитрий Федорович. Он сел на колхозное поле, подбежали трактористы, помогли… Полковник Мельник и сейчас живет в Чернигове. Может быть, кому-то из читателей он знаком?
А отдельный стенд – летные династии. Байнетовы тоже есть: отец, сын и внук. Сын Дмитрия Федоровича – заслуженный военный летчик, был замкомандующего воздушной армией Дальнего Востока, руководил службой безопасности полетов авиации Вооруженных сил Росси. Сейчас – генерал-лейтенант запаса, живет в Москве. Внук окончил академию им. Можайского, дослужился до капитана, но после этого с армией расстался. А вот внучка – в авиации, работает на фирме Сухого, где недавно был разработан знаменитый «Суперджет», летает по всему миру.
Разговор прерывают гости: десять школьников с учительницей пришли на экскурсию. Сначала – экскурсия у стендов, потом осмотр экспонатов. Мальчишки по очереди усаживаются в кабину и катапультное кресло пилота и, не дожидаясь вопроса, заявляют: «Мы тоже хотим быть летчиками!»
Довольная ребятня выходит во двор: экскурсия по музею включает в себя осмотр не только двух залов, но и самолетной площадки под открытым небом. Там стоят самые настоящие МиГи, Л-29 и Л-39, отреставрированные год назад на средства выпускников училища. Те, на которых летали Климук, Кизим, Каденюк…
– К 60-летию училища мы их очень хорошо подновили. Они ведь были частично ободраны, фонари разбиты… Знаете, сейчас молодежь в этом отношении не очень… Не ценят историю. Вы помните, как в городском парке культуры был установлен самолет, МиГ-23? Буквально за два-три месяца весь его разбили…
Вот и у нас, когда училища не стало, охранять территорию своими силами мы не смогли, и у самолетов стали потихонечку фонари бить, детали вытаскивать… Потом один из выпускников выделил средства – и мы поставили забор, наняли сторожей, платим им средства из наших взносов…
Музей – как феникс
– Наш музей существует с апреля 1971 года: он создан был к 20-летию образования училища и размещался в том здании, где сейчас находится институт региональной экономики, в большом помещении на втором этаже. Инициаторами создания музея были наши офицеры – Изюмов, Шевченко, Ермаков, да и командование училища было заинтересовано в этой работе. Нам уже было о чем рассказать, ведь наш выпускник – Андриян Николаев – уже совершил полет в космос!
В феврале 1980 года я уволился в запас, а поскольку постоянно занимался фотографированием, много писал в газеты, участвовал в общественной жизни, мне предложили возглавить музей училища. Я, правда, сразу поставил условие: музей перевести в Дом офицеров. Все же в учебном отделе территория была полузакрытая – и значит, кроме наших курсантов и офицеров, там никто не бывал. А в Доме офицеров мы могли принимать более широкий круг посетителей.
Так что в апреле 81-го мы открылись вновь: в соседнем двухэтажном здании оформили уже три зала. Большинство стендов, которые вы видите сейчас, именно из того музея. Надо сказать, что посещение музея было очень активным: приходили школьники, студенты, трудящиеся и, конечно же, наши ветераны и выпускники. И до 1995 года, пока училище не было закрыто, музей работал очень активно!
– А затем?
– Когда училище расформировали, осталась авиационная база. И до 2004 года наш музей еще функционировал в том здании. Когда расформировали и базу, пришлось переехать еще раз: в здание лицея с усиленной военной подготовкой. Его начальник, полковник И. А. Остренко, тоже наш выпускник, разрешил разместиться на четвертом этаже.
– А кому передали здание Дома офицеров?
– Да никому не передали… Нам пришлось оттуда уйти, после того как музей обокрали: помещение было фактически бесхозным, не охранялось. И однажды у нас унесли форму летчика Великой Отечественной войны, модели самолетов, авиационную пушку и другие экспонаты. Пригласили милицию, они сняли отпечатки… Но никто не стал заниматься поисками.
В лицее нам тогда выделили комнату, а часть экспонатов разместили в коридорах. В прошлом году командование сменилось, и новый начальник лицея, полковник Н.В. Шпак, переселил нас на первый этаж, здесь помещение немножко больше – два зала…
Можно было бы свести всю эту историю к печальному финалу, но Дмитрий Федорович не таков.
– У нас зародилась идея: музей училища нужно реформировать! Почему бы не расширить его и не превратить в Музей авиации и космонавтики Черниговщины? Ведь у нас авиационная область! А Кибальчич – ученый-энтузиаст, автор проекта космического летательного аппарата, а Королев! Первые самолеты приземлялись на аэродроме в Певцах еще в 30-е годы прошлого века. В 40-м году уже была сформирована военная авиашкола. Героями Советского Союза стали почти 50 черниговских летчиков. В Количевке стоял отряд гражданской авиации, там работало много наших выпускников. Нужно создать музей, экспозиции которого расскажут обо всех авиаторах-черниговцах.
Нас поддержали и в областном историческом музее, и в городском совете. Так что сейчас мы заняты поиском материалов – чтобы показать всех черниговцев, имеющих отношение к авиации. И добиваемся, чтобы музей стал городским.
Переход в новый статус может решить и еще одну очевидную проблему – финансирование. Самостоятельно музей, существующий на пожертвования посетителей и взносы выпускников, еле-еле оплачивает аренду и оплату коммунальных услуг.
Если город выделит деньги, станет легче.
– Исполком поддержал нашу идею, дал средства на оплату коммунальных услуг. А надо еще профинансировать и небольшой штат: чтобы можно было регулярно проводить экскурсии.
– А сейчас у музея есть сотрудники?
– Вот только я, я один. На общественных началах… Привлекаю своих товарищей, наших ветеранов. Здесь есть что посмотреть и что узнать – и интерес у людей есть. В минувшем году мы провели более тридцати экскурсий. Город найдет средства на содержание музея! Во всяком случае, мы надеемся.
А еще надеются на очередной переезд.
– Главное – чтобы Минобороны передало нам двухэтажное здание бывшего тренажного корпуса. Если мы там разместимся, это будет великолепно! Город не возражает это здание взять на баланс, и если это произойдет – мы будем на коне!
На коня вскочить пытаются уже несколько лет: писали и Тимошенко, и Ющенко, и Кучме – все обещают, но дело пока не сдвигается.
– Дмитрий Федорович, чем могут помочь музею сами горожане?
– Прежде всего – экспонатами. У кого-то, возможно, есть интересные фотографии, кто-то может поделиться воспоминаниями о встречах с космонавтами, известными выпускниками, о страницах жизни училища. Спонсорскую помощь мы, конечно, тоже с благодарностью будем принимать.
А главная помощь – активное участие в экскурсиях. Школьников, студентов, гостей города мы приглашаем посетить наш музей. Думаю, они будут очень довольны!
Посетить Музей авиации и космонавтики Черниговщины можно с 11.00 до 16.00, после предварительной записи по телефонам:
72-71-68, (068) 101-71-15 – Байнетов Дмитрий Федорович,
5-55-98 – Кузьменков Владимир Фомич,
5-75-43 – Железнов Иван Александрович.
Спасибо за хороших людей!
Музейная книга отзывов заполнена записями: чернильными, карандашными, кто-то отметился и фломастерами… Страницы листаешь со смешанными чувствами: всё это было – и?..
• Мне очень понравилось в этом музее. Тут очень красивые фотографии и много другого. Я собираюсь поступить в это училище! – пишет мальчишка из 6-Г класса 30-й школы, 1983 год.
• Посмотрели музей, и такое впечатление, словно вся жизнь еще раз прожита заново: все знакомые, дорогие лица... Очень интересно!
• Мы, члены клуба красных следопытов «Патриот», посетили музей ЧВВАУЛ, узнали много замечательного из боевой жизни училища. Благодарим директора музея полковника Байнетова за интересный рассказ.
• Мы, отряд космодемьяновцев сш №10 им. Зои Космодемьянской, с большим удовольствием посетили ваш музей. Музей нам очень понравился. Большое и хорошее дело осуществляют создатели музея!
• Сегодня нас, октябрят средней школы №3, принимали в пионеры. Это самый торжественный день в нашей жизни. Огромное пионерское спасибо за интересную экскурсию! Наша дружина носит имя Гагарина, и мы во всем хотим быть похожими на него.
• Спасибо за сохранение и, надеюсь, прогресс нашей авиации. Танкист Гриченко.
• Ученики школы №4 г. Гуляй-Поле Запорожской области: такой интересной экскурсии у нас еще не было за 15 лет нашей жизни!
• Спасибо за хороших людей. Тургруппа Красновской средней школы.
Сюда приходили тысячи людей: слушатели клуба будущего офицера из белорусского Светлогорска, экскурсанты из Нижнего Тагила и из Боровичей Новгородской области, преподаватели школы милиции, учащиеся ПТУ-1, пионерские комиссары (и такие были?), курсанты образцовой Черниговской радиотехнической школы ДОСААФ – будущие механики приводных радиостанций, ветераны, студенты Казанского авиационного института…
• И наконец, запись от 2009 года: «Мы все уже глубокие пенсионеры, но помним еще те годы, когда действовала школа летчиков, из которой выходили космонавты, не скрываем: жаль, очень жаль, что вас закрыли. А сейчас мы смотрим на все это – и душа разрывается, что нет того, что было...»
А хочется – чтобы было.
Справка
Первая Черниговская военная авиационная школа пилотов начала формироваться в ноябре 1940 года, полеты начались в январе 41-го в Количевке. Летали на истребителях И-15, И-16, на У-2, на Т-2. Первый фашистский самолет над Черниговом сбил инструктор школы летчик Абрамашвили.
Поскольку немцы продвигались на территорию Украины все глубже, было принято решение эвакуировать школу в Зеленоград под Ростов – соединить с Фастовской авиашколой и продолжить обучение курсантов. Первый выпуск состоялся в сентябре 1941-го. Когда немцы подошли к Ростову, выпускники уже участвовали в боевых действиях. Саму школу эвакуировали еще дальше, в Среднюю Азию. Там школа работала до 1943-го, а когда освободили Кубань – перебралась в станицу Ленинградскую и существовала до 1946 года. Двадцать три ее выпускника стали Героями Советского Союза: девятнадцать во время Великой Отечественной, четыре после.
Последовала пятилетняя пауза. А в феврале 1951-го по приказу наркома обороны начало формироваться 57-е Черниговское военно-авиационное училище летчиков.
К слову
Наследником ЧВВАУЛ в определенном смысле стал Черниговский военный лицей с усиленной физической подготовкой. Около 70 процентов его выпускников поступают в военные учебные заведения. И вообще процент лицеистов, поступивших впоследствии в вузы, очень высок – и это повод для гордости.
Вера Едемская, фото Александра Корсакова, еженедельник «Семь дней», №5 (586), 2013 год
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.