Как снимали фильм «Тяжелый песок» - рассказ очевидца
Мог ли я тогда, осенью 1978 года, когда моя тетя Роза (родная сестра отца) лишь на сутки дала мне, 22-летнему солдату срочной службы, почитать журнал «Октябрь», где был напечатан роман Анатолия Рыбакова об уничтожении фашистами евреев города Щорса (до 1935 Сновск), подумать, что почти через три десятка лет судьба сделает мне подарок и я стану причастен к экранизации этого шедевра писателя Анатолия Рыбакова – романа «Тяжелый песок».
Но обо всём по порядку. В июне 2006 года в моей квартире раздался телефонный звонок. Звонили из Москвы с киностудии «Мосфильм», из кинокомпании «Фильм Юнион». Говорил режиссёр Антон Дмитриевич Барщевский: «Мы начинаем крупный телевизионный проект по экранизации романа Анатолия Рыбакова «Тяжёлый песок». Фон романа — еврейская жизнь на Украине в первой половине XX века. Прошу вас приехать на пару дней в Москву, нам нужны ваши консультации».
В Москве меня прямо с вокзала отвезли на киностудию, где вручили примерно пятьсот страниц текста первых шести серий сценария, отвезли в гостиницу и попросили... к утру написать свои замечания. Как положено, «зарядившись» кофе, я к семи утра закончил и сдал эту весьма интересную работу.
В тот же день у меня была встреча с режиссёром-постановщиком и генеральным продюсером фильма «Тяжёлый песок» Антоном Дмитриевичем и Дмитрием Юрьевичем Барщевскими (сыном и отцом). Оба очень подробно интересовались моим прошлым (о настоящем они, видимо, уже были проинформированы) и моей семьей. Рассказали они мне о себе и своих корнях, о том, как зародилась идея снять этот фильм. А потом Антон Дмитриевич попросил меня принять участие в работе над фильмом. Конечно, предложение было весьма лестное. Но и ответственность огромная...
И вот началась работа. Сложная работа: от вычитки текстов сценария — до планирования и сооружения в помещении бывшей школы села Гвоздиковка декораций синагоги; от создания атмосферы реального быта еврейского дома конца ХIX начала XX веков — до разработки сценария еврейской свадебной церемонии.
В процессе работы над фильмом было много трудностей, которые, по понятным причинам, сопутствуют таким грандиозным проектам, каким является экранизация романа А.Рыбакова «Тяжёлый песок». Одна из них заключалась в том, что съёмки проходили не в самом удобном месте, как говорится, «далеко от Москвы»: Щорс, Базель, Рига, Чернигов, Киев... Но сплочённая команда во главе с режиссёром –постановщиком фильма Антоном Дмитриевичем Барщевским, кастинг-директором Дарьей Дмитриевной Виолиной и директором картины Юрием Марковичем Люстикманом с честью преодолели все трудности и воплотили задуманное.
Что ещё интересного и запоминающегося можно сказать о работе над фильмом в небольшом формате статьи? С удовольствием хочу отметить, что в съёмках массовых сцен фильма, там, где особенно нужны были характерные типажи, принимали участие практически все члены Черниговской еврейской общины. Причем многие из них на самом деле пережили ту войну и знают о нацизме не по книгам и фильмам.
Сегодня, когда работа над фильмом почти завершена и уже успешно прошли презентации фильма в Щорсе и Тель-Авиве, а до выхода его на экраны телевизоров осталось менее 100 дней, я имею честь и возможность задать несколько вопросов главному человеку проекта — режиссёру-постановщику фильма «Тяжёлый песок» Антону Борщевскому.
— Антон Дмитриевич, что побудило вас сегодня, когда модные «мыльные» сериалы собирают очень большую зрительскую аудиторию и весьма солидные деньги, снять такой сложный и серьезный фильм о холокосте?
— У меня сомнений не было. Наш предыдущий опыт — сериал «Московская сага», основанный на романе Аксенова, — имел очень высокий рейтинг. Был огромный зрительский отклик, который мы чувствовали повсеместно. Как и в «Московской саге», в «Тяжелом песке» затронуты вечные темы — любовь, доли порядочность, жертвенность, достоинство. Я совершенно не сомневаюсь, что после таких удачных серьезных экранизаций, как «Идиот», «Дети Арбата», готовящейся к выходу на экраны картины «братья Карамазовы», большое количество людей, составляющих телевизионную аудиторию, позитивно относится к сериалам, снимающимся на основе серьезных литературных произведений. А если говорить о кинематографе, то коммерческий успех фильма «12» свидетельствует, что и молодежь способна воспринимать проблемное кино. Наш зритель всегда умел смеяться, плакать, а главное — думать! Надеюсь, что еще не отвык.
— Несколько слов о вашей семье.
— Мы все страстно увлечены и занимаемся одним делом — кинематографом. К тому же, в отличие от других династий, мы работаем вместе на одних проектах. Так сложилось, что и первый совместный опыт — кинороман «Московская сага», и «Тяжелый песок» близки по жанру — это семейные саги.
Мой отец, Дмитрий Барщевский,— кинорежиссер. В годы учебы работал с такими мастерами отечественного кино, как Сергей Герасимов, Лев Кулиджанов, Роман Кармен. В творческом содружестве с Натальей Виолиной (моей мамой), которая была автором сценария, поставил картины «Это в сердце было моем,..», «Жизнь и любовь Александра Блока», мелодраму «Две главы из семейной хроники». В 1937 году мои родители создали художественно-публицистический фильм «Риск», который одобрил лично М.С.Горбачев, ознаменовав тем самым начало новой исторической эпохи. Впервые в этом фильме Сталин был назван преступником и была озвучена правда о прошлом. Фильм был представлен на крупнейших кинофестивалях а Каннах, Берлине, Монреале, Амстердаме.
Кинороман «Московская сага» также получил признание на международных кинофестивалях: в 2006 году из Биаррицы (Франция) творческая группа увезла сразу три главных приза крупнейшего фестиваля телевизионных фильмов — за лучший сценарий, музыку и уникальный актерский ансамбль.
Если говорить о последних работах, то, экранизируя «Московскую сагу» и «Тяжелый песок», Наталья Виолина не писала литературного сценария в привычном понимании, но всё то, что говорят актеры на экране, — это ее слова, мысли, идеи.
Идейным же вдохновителем всего проекта стал генеральный продюсер Дмитрий Барщевский. На самом деле он задумал снять «Тяжелый песок» еще в 1979 году. И до самого начала съемок не верил, что его мечте суждено сбыться.
Дарья Виолина — моя сестра, выпускница сценарного факультета ВГИКа, успешно проявила себя как кастинг-директор на картине «Московская сага» (особый приз жюри крупного телевизионного фестиваля в Биаррице за уникальный актерский ансамбль — во многом ее заслуга). На проекте "Тяжелый песок» ее функции значительно расширились. Она взяла на себя ответственность не только за подбор актеров, но и за визуальные составляющие — грим, костюмы, реквизит. И фактически стала креативным продюсером картины.
— Почему ваш выбор пал именно на роман о катастрофе украинского еврейства, ведь есть, например, романы Эфраима Севелы о холокосте евреев в Литве, Белоруссии и России? Роман же Рыбакова написан достаточно давно.
— Не соглашусь с вами. В семидесятые годы роман Рыбакова произвел фурор. Он был чудом издан в Советском Союзе и стал одним из уникальных произведении, которое, пусть в несколько отредактированном цензурой виде, тем не менее дошло до читателей не в самиздате. Это история о евреях, о еврейской семье, о холокосте. В романе все было названо своими именами. И я думаю, что для интеллигенции, которая впервые прочитала его в 70-е, этот роман до сих пор является знаковым.
«Тяжелый песок» во многом автобиографичен. Я думаю, свидетелям тех трагических событий (к счастью, некоторые из них живы и сегодня) будет крайне важно увидеть картину на экране. К тому же много лет назад Анатолий Наумович Рыбаков сказал моему отцу, что хотел бы увидеть экранизацию «Тяжелого песка». В одном из последних свода писем он обратился к отцу с просьбой обязательно снять этот фильм. Роман «Тяжелый песок» посвящен не просто еврейской теме — его персонажи и плохие евреи, и хорошие немцы. Это как в жизни: важна не расовая принадлежность человека, а каков он на самом деле. В фильме речь идет о человеческих характерах и драматических судьбах.
— Эммануил Виторган, Марк Розовский играли легко: ведь они вышли из этой этнической среды. Да и люди они военного времени. А насколько сложно вам было работать с молодыми актерами?
— Для всех актеров роли в «Тяжелом песке» не были «проходными». Мы это чувствовали на съемочной площадке. Многие из них снимались и в «Московской саге», но в «Тяжелом песке» сменили амплуа. Ольга Будина впервые в жизни играет резко отрицательную героиню. Очаровательную, но безжалостную. Юрий Соломин сыграл набольшую, но полную драматизма роль адвоката в эпоху сталинского террора. Андрей Смирнов психологически тонко воплоти образ немца Ивана Карловича Краузе, жившего в еврейском городке и разделившего общую участь жителей Сновска (так в фильме назван Щорс). Все актеры проявили настоящий профессионализм и удивительно трепетное отношение к создаваемым образам. Меня по-настоящему порадовал серьезный, вдумчивый подход к профессии со стороны молодых актеров — Нелли Уваровой, Анны Горшковой, Инны Лачиной, Валерия Закутского, Надежды Бахтиной.
Мы не предполагали, что актеры будут с таким удовольствием и готовностью приезжать к нам сниматься. В Щорсе, где проходили съемки, мы не могли предоставить им те условия, к которым многие из них привыкли. Но Ира Лачина, Саша Арсентьев, Юрий Цурило практически все лето прожили со съемочной группой, никуда не уезжая.
— «Тяжелый песок» — ваша первая режиссерская работа. Что труднее: продюсировать или режиссировать?
— С одной стороны, ответить однозначно на этот вопрос смогу только после того, как фильм будет закончен. С другой стороны, я готов поделиться ощущениями, которые накопились к сегодняшнему дню. В продюсерской профессии я хорошо предоставляю, как решать разнообразные задачи, возникающие при съемках фильма. Режиссура — иной род деятельности, который совмещает, помимо основных, творческих, еще и множество сложных задач. Съемочный процесс непредсказуем, как погода. Сложная сцена может получиться не только благодаря продуманности, а и потому, что актеры и оператор были в замечательной форме, не подвела техника и солнце вышло в нужный момент. А иногда простейшая сцена снимается два-три дня вместо запланированных нескольких часов. Потому, что все не задалось в этот день: актриса не форме, дождь проливной, карета в нужный момент не подъехала и т.д. Кино, наверное, сродни спортивным достижениям. И ощущения похожи на те, которые испытывают спортсмены. Даже зная, что на 100 процентов сильнее соперника, они никогда до конца не уверены в собственной победе, потому что могут подвернуть ногу, или не заладится игра, или просто судьба будет против них.
— Судьба не против вас, Антон Дмитриевич. Сегодня и всегда судьба будет за вас! Вы сняли прекрасный фильм — ФИЛЬМ-ПАМЯТНИК! Памятник тысячам уничтоженных еврейских общин Украины, памятник 1 500 000 безвинно убитых нацистами и их пособниками украинским евреям.
Семён Бельман, председатель Черниговской областной еврейской общины, заслуженный работник культуры Украины (еженедельник «Гарт» №35)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.