Мобильная версия сайта Главная страница » Новости » Місто і регіон » Виталий Топчий: На Болдиных горах есть могилка…

Виталий Топчий: На Болдиных горах есть могилка…

Живет в Чернигове интереснейший, творческий человек - Виталий Алексеевич Топчий, с которым судьба свела меня совсем недавно. Этнический украинец, но родился в далеком, холодном российском Анадыре (так получилось!); вырос в Чернигове, где и закончил 11-ю среднюю школу;  школу армейской выучки прошел в Германии; с отличием закончил Черниговский пединститут по специальности «История» и работал в сельской школе. Но уже длительное время занимается краеведением и пишет статьи, эссе и рассказы на историческую и социальную тематику.

Подвижен, неугомонен, полон творческих планов и начинаний. Но лучше всего о писателе скажут его творения, они как дети – не соврут! Некоторые из его работ мы планируем опубликовать, поскольку они интересны тем, что повествуют о нашем славном городе, о неизвестных страницах его истории, о людях, творивших эту историю, и о многом-многом другом, жизненном. А сейчас мы предлагаем вашему вниманию его новый рассказ-исследование об одном из персонажей некрополя на Болдиной горе.

В самом деле – мы тысячу раз проходим мимо некоторых вещей и не замечаем их.
А вот пытливый взгляд историка-аматора и неравнодушного человека увидел и поведал нам то, что, казалось бы, навсегда скрыто от нас под пылью веков.


Странник Гермоген
На Болдиной горе, с правой стороны, как идти к могиле М.Коцюбинского, можно увидеть старую могилу, ее легко узнать по черной железной оградке и выкрашенному в зеленый цвет цементному надгробью. На белом из сваренных труб кресте церковнославянской вязью выведено:
                               «Схимонах Герман
                                    «Прїидите ко
                              Мнє вси труждающїися
                                 и обремєнєніи, и АЗЪ
                            оупокою Вы». Матфїя МГ»

Даты рождения и смерти отсутствуют. Когда мы поинтересовались у пожилой женщины, что продавала билеты в Антониевы пещеры, кто же такой схимонах Герман, она пожала плечами и неопределенно ответила:

- Да кто его знает. Говорят, жил когда-то при Троицком монастыре такой затворник, был очень набожный. После смерти Германа пронесся слух, что могила его обладает чудодейственными свойствами. Если помолиться и попросить о чем-то своем, сокровенном -  желание исполнится. Рассказывают, что когда Герман хочет показать кому-то свое расположение, от его могилы идет благоухание. Я в это не верю. Хотя могилу посещают довольно часто. Верят, ну и пусть себе верят. Нам это не мешает.

Более подробно о человеке, погребенном над Антониевыми пещерами, рассказала нам старая монашка. Поправив темный платок на голове, тихим голосом она поведала:

- Сейчас эту могилку оградили, и табличка с надписью на кресте появилась. Но только никакой он не схимонах, уединенную монастырскую жизнь в постоянных постах и молитвах не вел. Звали его Гермоген, и жил он еще до революции, был странствующим человеком. Переходил из города в город и просил милостыню. Был немного не в себе, плотью немощен, но душою бодр, нрава несребролюбивого, сердцем чист и простой как голубь. Умел жить в скудости, терпеть голод и недостаток. Сказано: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». На Руси таких испокон веку называли юродивыми, их не сеяли, не жали – сами рождались. Странника не обижали. Тогда люди хорошо помнили Божью заповедь: «Люби ближнего своего, как себя самого». Кто роет яму другому, сам в эту яму и упадет. Зло всегда вернется к тому, кто его замыслил.

 В нашем городе Гермоген останавливался в приюте для обездоленных. Здесь его и     
приметила княжна, некрасивая девица лет тридцати. Происходила она из   старинного знатного рода, жила в достатке. Но личная жизнь у нее не ладилась,  замуж не вышла. Вот и решила посвятить свою жизнь служению Богу. Все дни  проводила в приюте в повседневных хлопотах о сирых и убогих. Она накормит и   напоит Гермогена, а потом долго с ним о чем-то беседует, о чем уж, один Бог  знает. Беседы с ним действовали на княжну, как молитва к Господу. Проговорит с  ней Гермоген заполночь, а утром с первыми петухами забросит котомку за плечо и,  не попрощавшись, побредет дальше. И ни слуху о нем, ни духу.

 Как-то княжне сообщили, что в городе на улице подобрали какого-то беднягу в  бессознательном состоянии. Он бредил и в бреду назвал ее имя. Княжну спросили, не могла бы она его опознать. Княжна согласилась, и в мертвом уже человеке узнала странника Гермогена. Не успел он дойти до приюта. Внезапная смерть свалила его на мостовую. Что наша жизнь? Семьдесят, от силы – восемьдесят лет.

И все проходят в трудах и болезнях. Гермоген и до этих лет не дожил. Недаром православные говорят: «Смерть не за горами, а за плечами». Княжна озаботилась об усопшем и похоронила за свои деньги на Болдиной горе. Над святыми  Антониевыми пещерами упокоилось бренное тело его. Потом часто приходила  могилу, молилась, поминала его светлую душу. Когда пришла революция, княжна покинула город. Говорили, уехала за границу. А могила со временем пришла в  запустение, крест стоял безымянным. Только предание сохранило память о  страннике Гермогене. Слава Богу, что о ней вспомнили и привели в надлежащий вид. Только вот никто не знает, когда он родился, да и дата смерти стерлась в памяти людей. Имя и жизнь его тоже позабылись, и стал он схимонахом   Германом...

Мы стояли у могилы странника Гермогена и с неослабевающим интересом слушали старую инокиню. В это время в оградку могилы вошла молодая монашка, зажгла свечу и поставила возле маленькой ниши, сделанной в небольшом квадратном возвышении у подножия креста. И стала о чем-то тихо и истово молиться.

Истинно, каждый в этом мире получит по мере своих деяний, ибо как человек понимает жизнь, так будет отпущено и ему.   

Виталий Топчий

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Добавить в: