Как журналист за Крещением наблюдал

Едва ли не в клубок свернувшийся от холода голубь сидит перед передней стеной Екатерининской церкви и даже не реагирует на рядом проходящих людей.
Его взгляд устремлен в правую, киевскую сторону, где несколько десятков горожан окружили стол с бочкой воды на нем. Вода святая, а потому пользующаяся повышенным спросом у населения.
— …Это называется «на тебе, Боже, что мне негоже», — говорит священник женщине, протягивающей ему гривну. — Это не подаяние.
На соседнем столе лежит поднос, от которого ни на шаг не отходит священник, говоривший о скупом подаянии, и на который нужно класть деньги. По крайней мере, почти все присутствующие кладут.
— Как нам вас не хватало! — не нарадуется этому же святому отцу другая прихожанка. Ее подаяние, видимо, оказалось более существенным, поскольку священник включил админресурс — взял ее полуторалитровую бутылку, локтями растолкал очередь и набрал воды.
— Это простая вода? — спрашивает женщина возле Спасо-Преображенского собора у служки, стоящего у стен храма с ведром воды.
— Нет, святая, — хвастает тот, — только набирать ее нельзя.
И тут кумовство: кому-то ведро святой воды отложили. Ведро! Не слишком ли много святости?
Меж тем очередь из жаждущих святой воды растянулась метров на сто пятьдесят, человек в пять шириной. Впору больше литра в одни руки не выдавать или выдавать по талонам.
— Поднимите же его, замерзнет! — обращается мужчина в красной спортивной курточке к двум пьяным бездомным, стоящим со стаканчиками для мелочи. Мужчина намекает на третьего нищего, спящего в снегу в полуметре от них.
Бомжи отмахиваются, но пять гривен в руках мужчины заставляют их передумать.
— Я хочу поспать там еще пятнадцать минут, — бубнит разбуженный, когда товарищи ведут его в сени храма.
— Тут поспишь, — убеждают его, усаживая в углу.
— А я хочу там, — продолжаются капризы.
***
За Екатерининской церковью, на улице Подвальной, столпились человек тридцать, часть держит в руках иконы и несколько хоругвей. Чего-то ждут. Ждет и священник, стоящий на передовой, коротая время за растолковыванием ближним, за кого нужно было голосовать на президентских выборах..
— Отец Федор? Здравствуйте, — отвлекается он на телефонный звонок.
— Ющенко там тоже что-то мутит с церквями на Западной Украине, — продолжают «ближние» начатую священником тему.
— Спаси, Бог, — закончил разговор святой отец. — Владыка через две минуты будет. Уже подъезжает.
***
— Нема дурных! — показывает старушка свою обувь соседке. — Я на градусник дома посмотрела и решила бурки обуть!
Появление на Подвальной нескольких дорогих авто и белого микроавтобуса заставляет людей сдвинуться с места.
— Мы крестным ходом идем, — объясняет папа маленькому сыну, двигаясь в толпе. — Вон иконы впереди, видишь?
На перекрестке Подвальной и Новой во главе хода встали несколько высокопоставленных священников, в том числе и архиепископ Черниговский и Новгород-Северский Амвросий. Это он, как ни странно, приехал в белом микроавтобусе. Владыка был весь в белом и только серые спортивные штаны с черными ботинками выглядывали из-под облачения.
— Через Десну пойдем? — спрашивают у архиепископа, но он, не реагируя на вопрос, начинает подниматься на пешеходный мост через реку.
Как же была посыпана эта дорога песком! Было ощущение, что не по снегу идешь, а по летней грунтовой дороге, так тщательно она была пропесочена. А говорили, песка нет…
***
По правую руку от владыки Амвросия идет мужчина во всем темном, в том числе и в черной молодежной шапке. Со спины его не узнать, но стоило ему на миг оглянуться, как он тут же был опознан. Известный в Чернигове народный депутат, настолько часто в последнее время появляющийся с архиепископом, что иначе как дуэтом они уже и не воспринимаются.
На левом берегу Десны, возле ближней к мосту базе отдыха, во льду вырублен крест. Располагается он против течения реки. (Иордань делают в виде креста, ориентированного по частям света. Входить в нее нужно с запада, а выходить — на восток. — Прим. ред.)
— Приди и освяти воду сию! — взывает к небу владыка, заканчивая свою молитву возле ледяной купели. Кто-то из людей внимает молитве и крестится одновременно с архиепископом, а кто-то мирно болтает со знакомыми и ждет, чем все закончится.
Закончилось неожиданно. Выстрелами. Это предводитель одного из видов казаков, также присутствующих на молитве, непонятно зачем трижды стреляет в небо. Именно туда, куда минутами ранее владыка вздымал руки и откуда просил помощи в освящении воды.
Лед меж тем, под тяжестью скопившихся на нем людей, начинает прогибаться, и последнюю часть ритуала владыка проводит по щиколотки в воде.
— Вы готовы? — обращается помощник архиепископа к тому самому народному депутату в черной шапке. Именно ему было доверено право первого купания.
— Не торопитесь, все успеете! — покрикивает человек без верхней одежды на толпу парней в нижнем белье, норовящих побыстрее освятиться в проруби. — Руку друг другу подавайте!
***
Стоит отметить, что купались в основном мужчины, несмотря на то, что берег был усыпан и женщинами. После же купания, переодевания мокрых трусов и растирания закоченевших пальцев, в ход пошли согревающие напитки. Чай, кофе, а у некоторых и алкоголь. Чего ж не выпить, организм-то только что в проруби очистился!
Справка
Крещенская купель получила свое название от реки Иордан, где крестился Иисус Христос. Это прорубь в виде креста, которая делается во льду для освящения воды и купания в день православного праздника Крещения Господня. При погружении в иордань нужно перекреститься и трижды окунуться с головой, произнося: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Освященную воду из иордани прихожане пьют, умываются ею, набирают впрок: чтобы окропить дом, имущество, использовать в лечебных целях.
Подготовка иордани начинается накануне праздника: выбирается место на водоеме (недалеко от берега), размечается контур креста. Бензопилой вырезаются куски льда, края выравниваются ломами и лопатами. У одного из краев креста устанавливается деревянный помост со ступеньками. Непосредственно перед купанием крест и вода освящаются. Иногда крест прорубается не на всю толщину льда, в дне делается полукруглое углубление — при чтении ектении дно «чаши» прорубается и вода заполняет крест, который при этом как бы «всплывает» изо льда.
Игорь Стах, еженедельник «Взгляд», №3 (137)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: Игорь Стах, Крещение
РљРѕРСВВВентарі (9)






"...Р В Р’В Р РЋРІР‚в„ў функцРСвЂВВРцРТвЂВВР°РСВВВР РЋРІР‚в„– состоят втоРСВВВ, чтобы РІС‹РТвЂВВать РІР°РѠчек Р В Р’В·Р В Р’В° РЎРѓР ТвЂВВелку РцРїСЂРµРТвЂВВложРСвЂВВть РѕС‚РСВВВотать туалетной Р±СѓРСВВВагРц..."
Р В Р’В Р РЋРІР‚в„ў вкабРСвЂВВнках Р±СѓРСВВВагРцнет? Р В РІР‚ВВВСѓРСВВВагу еще нужно РїРѕРїСЂРѕСЃРСвЂВВть? Р’С…РѕР҆1
РіСЂРЅ Рццелый рулон Р±СѓРСВВВагРцстоРСвЂВВС‚ 1 РіСЂРЅ. Какое-то жлобство... как РцРІСЃРµ РєСЂСѓРіРѕРСВВВ.....



Р В Р’В Р СћРІР‚ВВР В Р’В° Р Р…Р Вµ Р С• турРСвЂВВстах, впервую очереРТвЂВВР РЋР Р‰, нужно Р В Р’В Р СћРІР‚ВВСѓРСВВВать, Р В Р’В° Р С• Р¶РСвЂВВтелях РіРѕСЂРѕРТвЂВВР В Р’В°...

Р С• Р¶РСвЂВВтелях тоже Р В Р’В Р СћРІР‚ВВСѓРСВВВают впослеРТвЂВВРЅСЋСЋ очереРТвЂВВР РЋР Р‰. Опять же транспорт.. Р В Р’В Р РЋРІР‚ВВнвалРСвЂВВР В Р’В Р СћРІР‚ВВР°РѠРцженщРСвЂВВРЅР°РѠСЃ коляскаРСВВВРцРІС…РѕР҆туРТвЂВВР В Р’В° вообще запрещСвЂВВВР Р…, это так уже люРТвЂВВРцвыкручРСвЂВВваются как то..выжРСвЂВВвают

Р СћР В° СЃР°РСВВВая таблРСвЂВВчка Р РЋР С“ РЅР°РТвЂВВР С—Р СвЂВВРЎРѓРЎРЉРЎР‹ "Р’С…РѕРТвЂВВ" Рцее англоязычныРѠварРСвЂВВантоРСВВВ
ЗнающРСвЂВВР В Р’Вµ англРСвЂВВР№СЃРєРСвЂВВР в„– - оценят РЅР°РТвЂВВР С—Р СвЂВВРЎРѓРЎРЉ )
РљРѕРСВВВентарі (9)
"...Р В Р’В Р РЋРІР‚в„ў функцРСвЂВВРцРТвЂВВР°РСВВВР РЋРІР‚в„– состоят втоРСВВВ, чтобы РІС‹РТвЂВВать РІР°РѠчек Р В Р’В·Р В Р’В° РЎРѓР ТвЂВВелку РцРїСЂРµРТвЂВВложРСвЂВВть РѕС‚РСВВВотать туалетной Р±СѓРСВВВагРц..."
Р В Р’В Р РЋРІР‚в„ў вкабРСвЂВВнках Р±СѓРСВВВагРцнет? Р В РІР‚ВВВСѓРСВВВагу еще нужно РїРѕРїСЂРѕСЃРСвЂВВть? Р’С…РѕР҆1
РіСЂРЅ Рццелый рулон Р±СѓРСВВВагРцстоРСвЂВВС‚ 1 РіСЂРЅ. Какое-то жлобство... как РцРІСЃРµ РєСЂСѓРіРѕРСВВВ.....
Р В Р’В Р СћРІР‚ВВР В Р’В° Р Р…Р Вµ Р С• турРСвЂВВстах, впервую очереРТвЂВВР РЋР Р‰, нужно Р В Р’В Р СћРІР‚ВВСѓРСВВВать, Р В Р’В° Р С• Р¶РСвЂВВтелях РіРѕСЂРѕРТвЂВВР В Р’В°...
Р С• Р¶РСвЂВВтелях тоже Р В Р’В Р СћРІР‚ВВСѓРСВВВают впослеРТвЂВВРЅСЋСЋ очереРТвЂВВР РЋР Р‰. Опять же транспорт.. Р В Р’В Р РЋРІР‚ВВнвалРСвЂВВР В Р’В Р СћРІР‚ВВР°РѠРцженщРСвЂВВРЅР°РѠСЃ коляскаРСВВВРцРІС…РѕР҆туРТвЂВВР В Р’В° вообще запрещСвЂВВВР Р…, это так уже люРТвЂВВРцвыкручРСвЂВВваются как то..выжРСвЂВВвают
Р СћР В° СЃР°РСВВВая таблРСвЂВВчка Р РЋР С“ РЅР°РТвЂВВР С—Р СвЂВВРЎРѓРЎРЉРЎР‹ "Р’С…РѕРТвЂВВ" Рцее англоязычныРѠварРСвЂВВантоРСВВВ
ЗнающРСвЂВВР В Р’Вµ англРСвЂВВР№СЃРєРСвЂВВР в„– - оценят РЅР°РТвЂВВР С—Р СвЂВВРЎРѓРЎРЉ )