«Химволокно» на грани закрытия
![](/image/news/gorod_1/gr_11.12.08_himvolokno.jpg)
Рассказ председателя правления ОАО «Химволокно» Николая Михалевича о сегодняшнем состоянии дел предприятия вызывает чувство глубокой тревоги и недоумения. Заболтанные и запиаренные, мы в точности знаем, например, за что Шуфрич ударил по лицу Рудьковского или какой должности так долго добивается Литвин. Но пока никто не бьет тревогу и почти ничего не говорит по поводу совершенно реального дефолта наших градообразующих предприятий и связанных с этим судеб тысяч украинцев, да и всей страны….
— Нельзя говорить об отдельно взятом предприятии «Химволокно», не касаясь основополагающих процессов, происходящих в стране. Если кто-то думает, что субъект хозяйственной деятельности может успешно жить, не соприкасаясь ни с кем и ни с чем, то это глубокое заблуждение. Все не очень хорошо везде.
Каждое направленное движение, удачное или разрушительное, имеет свой финиш. Четыре года тому назад молодое и бедное государство Украина изменило политический окрас и взяло курс на «проедание» самого себя обильными социальными программами. Мало того, оно заставило это делать и предприятия.
— Что вы имеете в виду, говоря «заставило проедать самих себя»?
— В 2004 году «Химволокно» было загружено на 100% своих мощностей. Фонд заработной платы, регулярно выплачиваемой, для 4 300 человек составлял 3 миллиона 700 тысяч гривен. Но летом 2008 года фонд зарплаты, при тех же объемах производства, составил уже 8 миллионов гривен, то есть фонд месячной зарплаты увеличился на миллион долларов в месяц. Я был бы счастлив, если бы каждый работник на увеличенную зарплату мог себе купить что-то гораздо больше, но этого не произошло, не стали украинцы лучше жить за эти годы. Во сколько раз увеличивается зарплата — во столько же увеличиваются цены. Зачем продолжается эта бесконечная гонка: увеличение доходов — увеличение цен?.. Если человек собрался стричь овцу — сначала он должен ее вырастить. Мы же в течение этих четырех лет вынуждены были делать все с точностью до наоборот, следуя навязанному популистскому курсу.
— А разве вы не повышали цены на свою продукцию?
— 85% нашей продукции идет на экспорт, где на нее спрос, соответственно, по мировым ценам. И там никому нет дела до того, повысили нам тарифы на газ или нет. Цена предлагаемой на мировой рынок продукции не должна зависеть от этого.
— Как вы тратите вырученную от реализации продукции валюту?
— На оплату сырья мне нужно 30—40% от полученного вала валютной суммы, за остальное покупаем гривны и оплачиваем зарплату, налоги, коммунальные услуги и так далее.
— В 2003 году вы осуществили переход предприятия на новое оборудование и технологии. Это оправдало себя?
— На этот вопрос я хочу ответить образно. Представим, два человека живут в коммунальной квартире. Один из них решается взять в банке кредит на новую квартиру, предположим, на 10 лет. Он все рассчитал: зарплата у него 400 долларов, ежемесячные выплаты банку 300, все реально. Но проходит четыре года и начинается кризис. На работе ему говорят: отныне твоя зарплата не 400, а 300 долларов. Из банка звонят — будет не 12% годовых, а 22%. Но при зарплате 300 долларов каждый месяц выплачивать 500 — для него это крах. Тогда он идет в банк и просит об отсрочке платежей или снижении процентов. А банк не соглашается — его доходы упали и ему это не нравится.
Примерно то же происходит и в стране, и сейчас мы стараемся договориться с банками. Хорошо хоть, что «Химволокно» успело за это время вложить деньги в новое оборудование и получить экономию, которая, к сожалению, только и стала источником увеличенной зарплаты, тут же съедаемой этой гонкой.
Бюджет должен ОАО «Химволокно» 15 миллионов гривен — 50% месячного объема производства
— Разве МВФ нас не спасет?
— Америка, Россия, Европа сейчас усиленно спасают сами себя. Сейчас в Америке каждый день прибавляется 250 тысяч безработных, а если не устоят «Форд», «Крайслер» и «Дженерал моторс», то прибавится еще четыре миллиона. К тому же давайте скажем правду: помогла ли нам Америка реально хоть в чем-то в те времена, когда ей было хорошо? В то же время Украина тут же «проедала» все, что накапливалось. Тридцать миллиардов золотовалютного запаса — это мизер, необходимый на случай форс-мажорных обстоятельств в масштабах всей страны.
— В случае банкротства найдется желающий купить «Химволокно»?
— Сейчас большие проблемы и с продажами, и с приобретениями. Не так уж много покупателей на заложенные заемщиками, а потом взысканные банками автомобили, на недвижимость при существующем порядке оформления. При отсутствии политической стабильности никто не позарится на предприятия Украины, даже по низкой цене.
— В каком звене нарушилась ваша технологическая цепочка?
— Это даже не цепочка, а кругооборот, в котором все взаимосвязано. Непосредственно мы зависим от шинных заводов, так как производим шинный корд — армирующий материал для шинных заводов. Шинники, в свою очередь, изготавливают и крупногабаритные шины для предприятий горно-металлургического комплекса (ГМК). А заводы ГМК зависят от всех потребителей металлопродукции. Но если остановилось потребление металла, то остановились горные предприятия, добывающие руду, на них перестали ездить 150-тонные «катерпиллеры», потребляющие шины, и так далее… На 50% снизили свои объемы шинные заводы: белоцерковская «Росава», белорусская «Белшина», алтайский шинный комбинат в Барнауле. Вот уже два с половиной месяца стоит Днепропетровский шинный завод, в России стоят Газ, КамАЗ.
Кроме того, нарушился вторичный рынок. Продажа шин основана на дилерской системе, которая сейчас тоже парализована отсутствием финансирования. Конечно, заводы дают им отсрочки платежей, но, в свою очередь, задерживают платежи своим поставщикам. Все завязано по кругу.
Но если разрушен этот рынок, то нужно создавать новый. В России, Белоруссии, Казахстане для Украины очень хороший, перспективный рынок. В России сейчас изготавливают все известные в мире марки автомобилей, в Россию стремится и Европа. Этот рынок нужно создавать заново, но уже без навязанного нам доллара. СССР стабильно жил на внутреннем рынке со своим «деревянным», над которым тогда смеялись, было немного импорта, немного экспорта, все было сбалансировано. Сейчас у нас есть доллар, «демократия», но останавливаются заводы...
— Какой конструктивный шаг может спасти ваше предприятие?
— Прежде всего необходимо сказать жесткое «брейк» всем препирающимся властным структурам, не желающим или не умеющим регулировать сферу предпринимательства. Бросились спасать банковскую систему якобы для того, чтобы она через коммерческие банки кредитовала предприятия. Но что мешает это делать государственным банкам?
Нашему предприятию бюджет должен 15 миллионов гривен — это 50% месячного объема производства. Две недели тому назад Тимошенко собирала руководителей предприятий химической отрасли, гарантировала вернуть долги в течение трех дней. До сих пор нет ни копейки.
Сегодня в завод вложено 100 миллионов долларов по длинным инвестиционным кредитам. Но как все это отдавать? Стоимость газа увеличилась в 4 раза, зарплата — в 3 раза. В Запорожье остановился алюминиевый завод, Запорожской атомной электростанции некому давать электроэнергию — так они закрыли энергоблок, а себестоимость разложили на всех потребителей, хотя стоимость электроэнергии еще до того выросла в 3 раза. В ноябре завод платил за электроэнергию 4 миллиона гривен, в декабре будет 5,6 миллиона. Так это помощь или еще большие проблемы? Такими мерами спасают хвост, но голова умрет первой. Я имею в виду десятки промышленных предприятий, составляющих индустриальную базу Украины.
Все руководители предприятий признают, что сейчас нужно временно уменьшить зарплаты. Но с 1 декабря, в разгар кризиса, увеличивается минимальная зарплата! Я, как законопослушный человек, должен это сделать. Но сейчас мы можем обеспечить 2/3 части заработка на несколько месяцев, а потом вешаем на заводе замок. Пока работаем по сокращенному графику, но и этого хватит ненадолго, выйдем ли мы на работу после новогодних праздников — это вопрос к нашим потребителям.
Жесткие антикризисные меры помогли бы продержаться в кризисное время, но никто не хочет быть непопулярным, пока никто не издает ни одного конкретного распоряжения антикризисной направленности, никто не говорит, что будем делать. Спасение «утопающей» экономики должно прийти сверху.
Беседовала Лариса ДОБРЫНИНА
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.