О нашем троллейбусе замолвите слово
О нашем троллейбусе замолвите слово
Ещё в 30-х годах пассажиры редко пользовались этим видом транспорта. Проезд в троллейбусе делился на зоны. Полный билет стоил в три раза дороже, чем в трамвае. Зато за 50 копеек люди получали мягкие сиденья и комфортный плавный ход машины.
Киев был вторым после Москвы городом, по улицам которого «побежали» троллейбусы в 1934 г. Водители учились в Москве и там же получали права.
После окончания Великой Отечественной войны в СССР началось бурное развитие троллейбусных систем. С технической точки зрения новая машина немногим отличалась от троллейбусов довоенной постройки. Основным отличием стал цельнометаллический корпус.
Нехватка автомобильного транспорта и топлива способствовали интересу к троллейбусу. К 60-м годам эти проблемы утратили свою остроту. В Европе эксплуатация троллейбуса начала становиться невыгодной. К началу XXI века Австралия, Бельгия и Финляндия полностью отказались от троллейбусов. Большинство европейских стран сделало выбор в пользу трамвая как потребляющего меньше энергии.
А в нашем городе развитие троллейбуса только начиналось: в 1960-х первые рогатые машины бегали по улице Ленина (ныне проспект Мира). Все троллейбусы заканчивали своё движение на ж/д вокзале.
ОДНА ИЗ САМЫХ-САМЫХ
Идея создать троллейбус возникла в 1882 г. Первый троллейбус в Европе начал курсировать в 1911 году в Чехии. В СССР первые троллейбусы с индексом «ЛК» (Лазарь Каганович — инициатор этого транспорта в стране) появились в Москве в 1933 г.
У первых машин были скрипучие деревянные корпуса, обшитые снаружи металлическими листами тёмно-зелёного цвета.
Внутри троллейбусы были обшиты фанерой. Салон имел два узких и крутых входа-выхода. Заднюю дверь открывали сами пассажиры, переднюю — водитель или кондуктор. 10 окон с зеркальными стёклами, девять из которых можно было поднимать. 3 электрических калорифера обогревали салон, четыре вентилятора освежали в жаркую погоду (они были установлены не на всех машинах), освещали салон 10 лампочек. Управлять троллейбусом было тяжело, водители делали не более 3-4 рейсов в смену.
В апреле 1963 года был издан указ об организации Черниговского троллейбусного предприятия. Строительство проходило с присущим социалистической системе размахом и быстрыми темпами. 5 ноября 1964 г. на трассе длиной 22 км состоялось официальное открытие двух троллейбусных линий: «ж/д вокзал — Бобровица» и «Бобровица — капроновый завод», на которые вышли 22 машины. Под напутствующие слова начальника троллейбусного управления Я.О. Горелика отправились в первый рейс водители Николаенко, Ананко, Пода, Баран. Троллейбус понравился не только горожанам, но и властям города — это способствовало дальнейшему развитию сети, появлению новых маршрутов, закупке подвижного состава.
Уже скоро троллейбус стал основным транспортом города.
И если в Европе троллейбусные маршруты неуклонно сокращались, то в нашем городе открывались всё новые. В 80-е годы открыт маршрут №10 по ул. Боевой (ныне Героев Чернобыля). Он соединил ЗАЗ и ЧеЗаРу. Правда, этой линии было суждено стать последней построенной при СССР и более чем на 20 лет остаться самой новой в городе. Начало XXI века ознаменовалось открытием троллейбусного маршрута № 12 (Вторая городская больница — ОАО «Сиверянка»). Этот экспериментальный маршрут просуществовал несколько месяцев. В 2010 году маршрут № 6 продлён до нового микрорайона «Масаны». Планировалось продление маршрута № 9 до Александровки, но в 2011 г. его закрыли в пользу маршрутного такси.
1993 год удивил весь город. Как в столице, на улицы вышел новенький троллейбус-гармошка. В 2008 году появились первые низкопольные троллейбусы. Говорили, что теперь в троллейбусах смогут ездить и «колясочники». Эти машины до сих пор работают на маршруте №1.
До 1985 года троллейбусный билет стоил 4 копейки. В советское время немало даже взрослых людей ездило без билетов, «зайцами» — штраф за это был 1 рубль, а чуть позже стал 3 рубля.
В 2003 году проезд в троллейбусе стоил 35 копеек, в 2006 — 60 копеек, в 2009 — 1 гривну, с 2011 — 1 грн. 25 коп. Сегодня штраф за безбилетный проезд — 25 грн.
О ТАЛОНАХ И КУЛЬТУРЕ
Билеты в первых троллейбусах продавали кондукторы. «Передайте, пожалуйста. Следующая остановка... Пройдите, пожалуйста... Уступайте места...» и т. п. Потом было самообслуживание: покупаешь талоны (их продавали везде) и компостируешь их в специальных компостерах. Сколько смеху было! Вспомнилось, как молодые ребята однажды пошутили над старой женщиной, явно не из города: по дороге на вокзал на среднюю дверь зашла старушка с талоном в руках. Что делать с этой бумажкой? Женщина обратилась к молодёжи за помощью. Последние, решив «покрасоваться» перед симпатичными девушками, посоветовали вставить талон в компостер, сказать своё имя и цель поездки. Старушка так и сделала: вставив талон в компостер, громко сказала: «Мария Степановна, на вокзал!» — и закомпостировала билетик.
В 2011 г. на все троллейбусные маршруты Чернигова вернулись кондукторы. Но как порой чувствуешь себя некомфортно (и даже улыбаться не хочется), когда кондуктор выгоняет из троллейбуса школьника. Да, он не заплатил. Да, это его (кондуктора) зарплата. И много ещё ДА. Но отчего всё же чувствуешь в этой ситуации себя неловко?
А попробуйте сделать кондуктору замечание... Лучше не пробуйте! Так дешевле.
НАКОНЕЦ, ПЕРВЫЙ ЧЕРНИГОВСКИЙ!
В 2010 году возник проект сборки на черниговском ЗАЗе беларусских троллейбусов. 24 августа в рамках празднования 20-й годовщины Независимости Украины состоялся торжественный выход на линию троллейбуса черниговского производства, первого и на данный момент единственного. Сейчас этот троллейбус обслуживает маршрут № 4.
Перспективы развития
черниговского троллейбуса сегодня, к сожалению, остаются неясными — бюджетное финансирование компенсаций за льготные проезды оставляет желать лучшего, а цена проезда едва-едва покрывает текущие затраты.
ЧЕМ ТРОЛЛЕЙБУС ЛУЧШЕ АВТОБУСА
• Троллейбусы не загрязняют воздух выхлопными газами.
• Срок службы подвижного состава троллейбуса больше.
• Затраты на обслуживание троллейбусного парка ниже.
• Себестоимость перевозок троллейбусным транспортом ниже, чем автобусным.
• Электродвигатель может развивать полную мощность во всём диапазоне скоростей.
• Тяговый электродвигатель надёжнее, чем двигатель внутреннего сгорания.
• Современный троллейбус значительно менее шумен, чем автобус. Теоретически троллейбусы могут быть сделаны практически бесшумными, но полная бесшумность может стать источником опасности для пешеходов.
• Источником электроэнергии для троллейбуса может служить любая доступная электростанция. И стоит электроэнергия нередко намного дешевле, чем автомобильное топливо.
• Вместимость низкопольного троллейбуса обычно больше, чем у низкопольного автобуса.
Справка
В мире 314 городов с троллейбусным сообщением. Троллейбусная сеть Чернигова — шестая по объёму перевозок на Украине — открыта 5 ноября 1964 года. Сегодня в этой сети протяжённость одиночного контактного провода — 104,6 км, длина линий — более 53 км, 115 пассажирских троллейбусов (в том числе 3 с низким уровнем пола и 3 сочленённых).
Сейчас функционируют 9 маршрутов, на них предусмотрена 171 остановка. Ежедневно на дороги Чернигова отправляются около 70 троллейбусов. Движение начинается в 5:20 и заканчивается в 24:00.
В 2011 году троллейбусы областного центра перевезли 34 тысячи 636 пассажиров.
Тамара Коваленко, еженедельник «СЛОВО Черниговщины», №16 (53)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.