Основные достопримечательности

Болдины горы

Деревянная скульптура у подножия Ильинской церквиПервое, что открывается взору путника, подъезжающего к Чернигову по Киевскому шоссе, -это живописные Болдины горы, увенчанные златоглавыми храмами.

Болдины горы - визитная карточка нашего города, свидетели его седой старины. Название их происходит от древнерусского "болд", что означало "дуб". Остатки дубовой рощи, состоящей из вековых деревьев этой породы, еще и сейчас сохранились в западной части Болдиных гор в урочище Малеев ров.

 

 

Возвышаясь над поймой Десны на высоту до 35 метров и охватывая ее широкой дугой, Болдины горы являются естественной доминантой черниговского ландшафта. Еще в языческие времена их территория использовалась местными жителями в сакральном значении.

 

 

Здесь до сих пор сохраняется один из самых больших древнерусских курганных могильников, насчитывающий более 200 погребальных насыпей, первые из которых появились здесь в IX - X вв. Самые большие из них - Гульбище и Безымянный - вошли во все учебники отечественной истории. С первым из них связана легенда о богатыре, ставшем прообразом былинного Ильи Муромца - защитника земли русской. Основанием для такого предположения стали результаты раскопок этого кургана.

 

 

Икона Божьей Матери из Ильинской церквиКак известно, язычники сжигали своих покойников. В Гульбище археологи обнаружили обряд кремации и необычно больших размеров меч - самый большой из известных на Руси, а также другие предметы экипировки всадника, огромные по своим размерам.

С Болдиной горы, где возвышается курган Гульбище, видна на пойме Десны Святая роща, где имеется озеро, в котором в конце X века крестили черниговцев.

 

 

С течением времени Чернигов становится крупным духовным центром Киевской Руси. В 1069 году сюда приехал основатель всемирноизвестной Киево-Печерской лавры монах Антоний и создал на южной окраине города подземный монастырь. Эта обитель сменила несколько названий, именовавшись поочередно Болдинским монастырем, затем Богородичным и, наконец, Ильинским. А в настоящее время, будучи музеем, называется Антониевы пещеры.

 

 

Сколько монахов-затворников обитало в подземельях в начальный период истории монастыря, мы не знаем, но известно, что жили они по отдельности - каждый в своей пещерке. На общую молитву сходились в подземную церковь Похвалы Богородицы. В конце XI - начале XII ст. возле пещер построили небольшую каменную церковь, названную в честь пророка Ильи. Вначале церковь была однокупольной, с кровлей из листов свинца. Интерьер был украшен фресками. Пол покрыт керамической плиткой.

 

 

В 1239 году Чернигов захватили и разрушили монголо-татары. Богородичный монастырь приходит в упадок. Более 400 лет о нем не упоминает ни один из известных письменных источников. Однако археологи нашли доказательства, что жизнь в пещерах все-таки теплилась.

 

 

1649 год стал годом второго рождения монастыря и Ильинской церкви. Они были восстановлены козачьим полковником Степаном Подобайло, который почитал святого пророка Илью своим небесным заступником.

 

 

Мемориальный знак возле Святого ОзераХрам изменил свой облик. Он стал трехкупольным. Степан Подобайло, который стал гетманом Левобережной Украины, погиб в боях с поляками за свободу Украины 20 сентября 1654 года и был похоронен возле Ильинской церкви. Памятный камень в честь гетмана Степана Подобайло установлен перед колокольней Ильинской церкви.

 

 

В конце XVII столетия заботу о Ильинской церкви и монастыре берет на себя архиепископ Лазарь Баранович. Он хотел превратить Ильинский монастырь в резиденцию украинского митрополита. Поэтому в 1679 году он перевозит из Новгорода-Северского свою типографию и размещает ее в Ильинском монастыре.

 

 

А двумя годами раньше, в 1677 году, он приступает к созданию величественного архитектурного ансамбля на горе, к западу от Ильинской церкви. Сначала на обширной площади возвели трапезную Введенскую церковь (1677 -1679 гг.) и три келийных корпуса. Спустя два года началось строительство грандиозного Троицкого собора. После смерти Лазаря Барановича его дело продолжил его преемник архиепископ Феодосии Углицкий.

Построенный в 1695 году собор был освящен и с тех пор монастырь стал называться Троицко-Ильинским.

В XVIII столетии монастырский комплекс расширяется. Здесь строятся две угловые башни и дом игумена (1750 год). Позже, в 1775 году, возводится пятиярусная колокольня высотой 58 метров.

Троицко-Ильинский монастырь был крупным феодальным хозяйством. В середине XVIII века ему принадлежало 10 тысяч крепостных, 24 села, 30 мельниц и много пахотных земель, лесов и озер.

 

 

При монастыре имелись типография и библиотека, в которой в 1776 году насчитывалось 11304 книги.

 

 

С целью привлечения паломников перестраивается и расширяется подземный монастырь. Отдельные пещеры соединяются галереями и создается большой подземный комплекс, получивший название пещеры Антония. Общая протяженность исследованных археологами подземелий составляет 350 метров.

Троицко-Ильинский монастырьОни включают три, одетых в кирпичную кладку, церкви и часовню, а также несколько грунтовых галерей и келий.

 

 

Когда-то пещеры Антония были соединены деревянной наземной галереей с еще одним обширным подземным комплексом, который располагался в толще горы противоположного склона оврага, отделяющего Ильинскую церковь от Троицкого собора.

Обнаруженный недавно археологами, этот комплекс ждет своей реставрации.

 

 

Оба подземелья по сторонам глубокого оврага - всего лишь часть своеобразного пещерного города, созданного в недрах Болдиных гор на протяжении веков.

 

 

Даже в просвященном и атеистическом XX веке возникали здесь подземные храмы и кельи, устраивались гробницы.

Примером тому пещеры, которые выкопали монахи Алипий и Лаврентий в урочище Малеев ров, ниже ограды Троицкого монастыря.

В наши дни Лаврентий канонизирован и его мощи, также как и мощи святого Феодосия Углицкого, выставлены в интерьере Троицкого собора. Они являются главными христианскими святынями нашего края.

 

 

Антониевы пещеры внутриБолдины горы - мемориальный некрополь. В разных уголках этой территории похоронены те люди, которые составили славу Черниговской земли. Это представители знатных фамилий, известных далеко за пределами Украины, - Кочубеи, Милорадовичи, Скоропадские, дипломат и полиглот Г. Щербина, известный баснописец Л. Глебов, этнограф А. Маркович, классик украинской литературы Михаил Коцюбинский, проживший в Чернигове 15 лет (он умер в 1913 году) и написавший здесь свои лучшие произведения «Fata Morgana», «Тени забытых предков»и другие.

 

 

На выступе горы над стыком улиц Толстого, Глеба Успенского и Лесковицкой воздвигнут величественный монумент над могилой Неизвестного солдата.

 

 

В урочище Малеев ров, где фашисты в годы оккупации расстреляли 1200 жителей Чернигова, поставлен памятник.

На сегодняшний день все вышеописанные исторические места на Болдиных горах привлекают к себе многочисленных туристов, посещающих Чернигов.

 

 

 

 

Елецкий Успенский монастырь

 

Архитектурный ансамбль Елецкого Успенского монастыря расположен на возвышенном правом коренном берегу реки Десна, между древним Черниговским детинцем (территория современного Вала) и ТроиЕлецкий Успенский монастырьцким Ильинским монастырем. Вместе с сохранившимися там памятниками архитектуры он образует историческую панораму Чернигова.

 

 

Широкоизвестная по многим литературным источникам легенда гласит, что основан Успенский монастырь еще в середине XI столетия князем Святославом Ярославичем в связи с явлением на одной из произраставших в этой местности елей иконы Божией Матери. Датой этого события называют 3 февраля 1060 года (по старому стилю). Согласно тем же преданиям, в монастыре некоторое время проживал «отец русского монашества» преподобный Антоний Печерский.

 

 

Летописных известий о славной монашеской обители немного. Кроме сообщения о приходе в Чернигов св. Антония и основания им на Болдиных горах пещерного Богородицкого монастыря (1069 г.), под 1177 годом упоминается «Ефрем - игумен Святой Богородицы».

 

 

В середине XII столетия на месте, где явилась святая икона, возвели каменный храм в честь Успения Божией Матери. Это было грандиозное для своего времени архитектурное сооружение.

Увенчаный единственной, но массивной главой трехнефный трехапсидный двадцатипятиметровой высоты собор был виден не только с любого конца города, но и из окрестных сел. Время пощадило храм. Он дожил до наших дней и, как много веков тому назад, возвышается над живописной деснянскои поймой.

 

 

В 1239 году монголо-татары штурмом взяли Чернигов. Город был сожжен и разграблен. Не минула эта участь и Елецкий монастырь. Он надолго приходит в запустение. Об этом говорит тот факт, что до конца XV ст. и сам Чернигов пребывал в упадке. В начале XVI века он переходит под власть Москвы. Есть сведения о том, что в это время древняя обитель возобновляется. Ее окружают укреплениями, и в ней обитают московские иноки. В 1611 году Чернигов был сожжен воеводой Горностаем. После этого монахи удаляются в Москву. Через 7 лет город отдают Польше. Поврежденный и заброшенный Успенский собор не выдерживает натиска времени. Сначала упали его боковые главы, а затем -и центральный купол.

После 1623 года Елецкий монастырь отремонтировали и передали униатам. Наиболее известным настоятелем монастыря того времени, безусловно, являлся Кирилл Ставровецкий (до 1637 г.).

В 1646 году он напечатал первую в Чернигове книгу «Перло многоценное». К сожалению, на этом его издательская деятельность и прекратилась.

 

 

В 1649 году Чернигов был освобожден от поляков, и Елецкий монастырь вскоре вновь стал православным.

 

 

Среди его настоятелей теперь можно встретить немало славных имен. Это и будущий архиепископ Лазарь Баранович, и св. Феодосии Углицкий, и его преемник архиепископ Иоанн Максимович, известный как основатель Черниговского коллегиума, и много других.

 

 

 

Во дворе Елецкого Успенского монастыряНемало труда приложил для возрождения обители и Галятовский. При нем был реконструирован Успенский собор, построены каменные кельи, возведена трапезная Петропавловская церковь. Он же создал в монастыре прекрасную библиотеку.

Говоря о елецких настоятелях, нельзя не упомянуть Данилу Туптало - известного религиозного писателя и церковного деятеля. В православии он больше известен как Святой Дмитрий Ростовский.

 

 

В XVIII ст. Елецкий Успенский монастырь становится крупным землевладельцем. Однако Указ императрицы Екатерины II положил этому конец. В 1786 году в казну были переданы находившиеся в его собственности крепостные 1256 мужчин и 1169 женщин, 7 пекарень, 8 кабаков, 1 винокурня, 4 бани, 9 мельниц, 4 паромных переправы и много другого имущества. С тех пор крупного строительства здесь не проводится.

 

 

В конце 1921 года Елецкий монастырь был закрыт, и лишь в начале 90-х годов XX столетия религиозная жизнь в нем вновь возобновилась. Здесь устроили женский монастырь.

В настоящее время в состав архитектурного ансамбля Елецкого Успенского монастыря входят Успенский собор XII ст., надвратная колокольня XVII ст., трапезная Петропавловская церковь и кельи того же периода, каменная ограда и деревянный жилой домик, построенный в 1688 году.

 

 

Как и любой монастырь, обитель на Елецкой горе являлась почетным некрополем. В разное время на ее территории были погребены великий князь Трубчевский Всеволод Святославич, переяславский полковник Леонтий Артемьевич Полуботок, генеральный обозный Василий Дудин-Борковский, губернатор Андрей Степанович Милорадович, полковник Яков Лизогуб и многие другие.

 

 

В толще горы под усадьбой монастыря спрятались овеянные легендами обширные подземелья. Распространенное предание связывает их начало с именем преп. Антония Печерского. И хотя еще в 1892 г. исследователями Киевского церковно-археологического общества было указано на полную несостоятельность подобных утверждений, эта привлекательная легенда продолжает бередить умы.

 

 

Сегодня подземелья Елецкого монастыря представляют собой комплекс укрепленных кирпичной кладкой подземных камер и переходов, которые расположены в несколько ярусов. В их число входит подземная 70-метровая галерея, соединяющая Успенский собор и Петропавловскую церковь.

 

Черная могила

 

Курган на Черной могилеЗа оградой Елецкого монастыря на север от него возвышается огромная земляная насыпь. Это всемирноизвестный курган Черная могила. Он был насыпан в 60-е годы X ст. над погребением знатного воина, как считают большинство историков, последнего Черниговского князя дохристианской эпохи. Погребение совершено по обряду трупосожжения.

Как показали археологические раскопки, осуществленные здесь в 1872-1873 годах профессором Дмитрием Яковлевичем Самоквасовым, на погребальном костре сгорели останки самого князя, юноши (возможно, оруженосца) и женщины-наложницы.

 

При раскопках Черной могилы были также извлечены на поверхность: небольшой бронзовый идол, которого считают изображением варяжского бога Тора (это дает основания предположить, что похороненный в Черной могиле воин, возможно, даже князь, имел скандинавские корни);  три византийских монеты одна из которых была найдена на остатках костра, а две - возле оружия и  рогов тура на месте тризны. Согласно каталогу Британского музея, две монеты из насыпи относятся к временам правления императора Василия Македонянина (867-886 гг.) и его сына Константина, который умер в десятилетнем возрасте (869-879 гг.). Монета из костра датируется периодом царствования Константина Седьмого Багрянородного и его сына Романа (945-959 гг.).

     

Анализируя состояние сохранности монет то есть срок их нахождения в обращения, академик Рыбаков считал, что курган Черная могила был насыпан во времена княжения знаменитейшего киевского князя Святослава Владимировича, то есть в 60-х годах десятого столетия.

 

Кроме Черной могилы, рядом с монастырем сохраняются еще два памятника прошлого. Это двухэтажное кирпичное здание бывшего мужского духовного училища, возведенное в 1879 году, и тюремный замок, построенный в 1803-1806 годах на участке огорода Елецкого монастыря магистратом, который приобрел эту землю в 1803 году за 100 рублей.

Елецкий Успенский монастырь и Черная могила входят в туристический маршрут выдающихся памятников Чернигова.

 

Вал

Современный Вал с давних времен до наших дней, связан с духовно-религиозной жизнью города, расположен на подъезде к городу со стороны Киевской трассы, является любимым местом отдыха и прогулок как горожан  так и туристов.

Вал с высоты птичьего полетаНа его территории расположены - Борисоглебский XII столетия и Спасский собор XI столетия, в котором правится служба Божья. В 1033 - 1034 годах собор Святого Спаса был заложен черниговским князем Мстиславом, сыном киевского князя Владимира, в центре древнего детинца.

 В строительстве участвовали местные и "столичные" - константинопольские зодчие. Был возведен пятиглавый величественный храм с круглой лестничной башней для входа на хоры с северной стороны и небольшим храмом-крещальней - с южной. Его стены в год смерти Мстислава (1036) были выведены на высоту "яко на кони стояще, рукою досящи". Щедро украшенный извне узорами орнаментальной кладки, а внутри фресками золотисто-красных, серо-зеленых и серо-голубых тонов, мозаичным полом, пластикой резьбы по мрамору и красно-фиолетовому овруческому шиферу, собор был главным общественно-культовым, политическим и культурным центром города и Чернигово-Сиверской земли, а также усыпальницей князей Мстислава Владимировича, Святослава Ярославовича, Изяслава и других.

Возможно, здесь погребен и князь Игорь Святославович, трагический поход, которого лег в основу "Слова о полку Игореве". В XVII - XIX и в начале ХХ ст. собор было реконструирован.

К северо-западу от Спасского собора в первой четверти ХІІ ст. во время княжения Давида Святославовича был заложен одноглавый храм-усыпальница с обширными галереями, названный именами князей Бориса и Глеба - первых древнерусских святых. Борисоглебский собор - образец черниговской школы каменного зодчества времен феодальной раздробленности Руси. Его конструктивное и архитектурно-художественное решение отразило новый этап развития древнерусской художественной культуры, архитектуры, когда наряду с усиливавшимся влиянием романской архитектуры наблюдался всплеск более древних - дохристианских художественных традиций.

Спасский соборВ ХVІІ ст. собор был значительно переделан при приспособлении его под доминиканский костел и позже, при восстановлении его как православного храма в ХІХ - в начале ХХ ст. Разрушенный фашистскими бомбами в августе - сентябре 1941 года, собор был отстроен в первоначальном виде по проекту архитектора М. В. Холостенко.

Борисоглебский собор является музеем архитектурно-исторического заповедника. Одним из главных экспонатов музея являются серебряные царские врата начала XVIII ст. На хорах собора расположена выставка художественного металла XVII - начала ХХ ст.

  

  Остатки земляных укреплений давней крепости прослеживаются на Валу в двух местах: это остатки могущественного вала, на котором стоит дом Коллегиума, и полузасыпанный ров, который хорошо просматривается и отделяет собой открытую площадку бывшего Верхнего замка (посреди которого сейчас возвышается памятник Тарасу Шевченко) от основной части крепости. Напоминают о тех временах и 12 чугунных пушек, поставленных на лафеты над склонами холма, и которые были подарены Чернигову еще Петром І.

 

Черниговский Коллегиум - который и сейчас, несмотря на то, что не дошел до нашего времени в своем первозданном виде из-за пожаров и военных разрушений является настоящей жемчужиной украинского зодчества. Из стен черниговского Коллегиума вышло немало образованных людей. Коллегиум или, как его называли "Черниговский Олимп", был открыт по инициативе архиепископа Иоанна Максимовича на базе Новгород-Северской славяно-латинской школы, которую перевели в Чернигов. Это было первое учебное заведение высшего уровня на Левобережной Украине.

На территории Вала так же находятся художественный и исторический музеи, памятник А.С. Пушкину и здание областного черниговского архива.

 

Екатерининская церковь

Екатерининская церковьЕкатерининская церковь, ее можно увидеть прямо с Вала является своеобразным памятником мужества, героизма, доблести и славы черниговским воинам. Довольно интересно архитектурное решение сооружения. Это пяикупольный храм, который состоит из пяти отдельных куполов, которые представляют собой стройную группу, направленную в высь.

 

По своей архитектурной композиции церковь перекликается с деревянными храмами Украины. Фасады церкви украшены пилястрами, треугольными фронтончиками над окнами. Большой художественный эффект пластической обработки стен достигнут благодаря применению разных профилей из лекального и обычного кирпича. При строительстве зодчие использовали прием декоративной каменной кладки. Углубления в стену или выступление создает светотеневой эффект. 
   

 За время своего существования церковь почти не изменила свое лицо. Но все же в XIX столетии к западному фасаду пристроили одноэтажный притвор, к северному входу - деревянный тамбур. При восстановлении и реставрации по проэкту архитектора И.Л .Шмульсона их разобрали.
    Во время Великой Отечественной войны выдающуюся памятка архитектуры был сожжена.

   

 Ныне она восстановлена в первоначальном виде. В помещении Екатерининской церкви содержится музей народно-декоративного искусства Черниговщины - отдел исторического музея им. В.В. Тарновского. От церкви к Красной площади пролегла Аллея Героев, на которой установлены памятники черниговцам.

 

 

 

 

Пятницкая церковь

 

Пятницкая церковьЕще одна жемчужина архитектуры Чернигова конца XII - начала XIII столетия  – Пятницкая церковь. Расположена неподалеку областного академического музыкально-драматического театра им. Т.Г. Шевченко. Она была так названа в честь Прасковьи Пятницы, которая оказывала содействие расширению торговли в городе.

   

Большинство ученых-исследователей старины склонны считать, что творцом церкви был древнерусский зодчий Петр Милонег, а возводили ее посадские люди.

 

Она вобрала в себе новейшие черты архитектурного стиля, который сформировался в то время на территории Киевской Руси. Архитектонике Пятницкой церкви присущие лаконизм и четкость, простота и динамизм.
По своему строению она созвучна всемирно известному произведению древнерусской литературы "Слово о полке Игоревом". Обе памятки - архитектуры и литературы - пронизывает один мотив –призыв князей и народов к единению. В октябре 1239 года во время монголо-татарского нашествия храм Параскевы Пятницы служил защитным редутом.

 

 

Своеобразность Пятницкой церкви еще в том, что главное внимание в ее декоративной обработке сосредоточено на внешнем виде - фасадах, где мастерами очень умело были использованы декоративные возможности кирпича – от чего строение вышло очень красиво украшено, в отличие от строгих фасадов других храмов.

 

На настоящее время на государственном учете в городе Чернигове состоит 123 памятки истории и культуры и 32 памятки археологии.  Шесть из них национального значения, остальные – местного.